Ненаучная фантастика

О теме международной, которая если и связана с украинским кризисом, то опосредованно. И в основном – в сознании некоторых российских деятелей. Дело в том, что в России не так давно появились упорные слухи о том, что Беларусь якобы готова претендовать на свои исторические земли – например, Брянщину или Смоленщину.

О теме международной, которая если и связана с украинским кризисом, то опосредованно. И в основном – в сознании некоторых российских деятелей. Дело в том, что в России не так давно появились упорные слухи о том, что Беларусь якобы готова претендовать на свои исторические земли – например, Брянщину или Смоленщину.

Дошло до того, что подобный вопрос прозвучал на прошлой неделе во время открытого диалога Александра Лукашенко с белорусскими и зарубежными журналистами. Президент на вопрос, конечно, ответил. Со свойственными прямотой и юмором. Но, как убедилась наш собственный корреспондент в Москве Светлана Карульская, кому-то в России всё равно неймётся. В чем же дело?

Перезагрузки, коммюнике, разносторонние международные организации сотрудничества. За последние шесть-семь относительно спокойных, финансово сытых лет Россия, казалось, окончательно забыла о призраках «холодной войны». Все изменилось на украинском майдане. А вслед за этим отношения России и Запада перешли почти в открытое противостояние. Самые активные бои в стране ведутся сейчас на фронтах так называемых диванных войск. В сети составлены поименные списки врагов России. Интернет-группы следят за тем, что происходит у соседей по принципу: те, кто не с нами, тот против нас. Такая ревизия дружбы… И последнее время в этой «охоте на ведьм» перепадает и Беларуси.

Сергей Михеев, генеральный директор Центра политической конъюнктуры: «Есть группа людей, группа СМИ, которые специально вычленяют любые проблемы или разногласия даже в устном плане между российским и белорусским лидерами, и на этом развивают идею о том, что, с одной стороны, Россия якобы угрожает Беларуси, а с другой стороны говорят, что Беларусь предаёт Россию. И на этом деле делают свои PR-кампании. Я думаю, что людям, которые заостряют внимание на этих вещах, им, на самом деле, наплевать и на Россию, и на Беларусь. Они работают на кого-то другого».

Надо сказать, что по всем соцопросам россияне и сейчас называют Беларусь самым надёжным союзником, стратегическим партнёром, поддерживают создание евразийского экономического союза. Но такое положение вещей, похоже, устраивает не всех. Кое-где стали появляться статьи на больную для россиян сейчас тему: мол, в Беларуси тихо, но активно возрождается национализм. А в свете последних событий этот термин делают пугающим. Эксперты говорят, что информационные атаки на Беларусь спланированы. И могут быть, например, результатом отстранения от интеграционной финансовой кормушки некоторых олигархических кланов России.

Юрий Крупнов, председатель общественного объединения «Движение развития»: «Я не хочу называть этих людей. Они, к сожалению, высокопоставленные, они отражают олигархический способ постсоветской интеграции. Этот способ блестяще описал Чубайс: модель либеральной империи… Что имеется в виду: что у России есть нефть, газ, Россия может быть богатой и всех давить, соответственно, быстро надо структурировать постсоветское пространство, если не де-юре, то де-факто лишая соседние государства их суверенитета. И мы тут в Москве будем почивать на лаврах, всех будем жёстко держать».

Так совпало, что активное обсуждение так называемого белорусского вопроса в России началось, кстати, с сюжета нашего телеканала. В сентябре прошлого года ОНТ рассказало об иске жителя Бобруйска Кирилла Лапинского к трём российским информагентствам в связи с использованием в их публикациях названия «Белоруссия» вместо закреплённого ООН «Беларусь». То, что право отстаивать свои интересы, по российской Конституции, есть у любого гражданина, в расчёт не принималось. Напротив, на первый план в статьях выходили милитаризованные и даже оскорбительные заголовки, типа: «Война языков» или «Беснование свядомых».

Конечно, можно опустить степень популярности и низкую цитируемость разразившихся скандальными статьями российских ресурсов, но прецедент был создан. На авансцену вышла популярная сейчас в стране идея «русского мира». Причём далёкая от первоисточника. Любая новость из Беларуси, связанная с национальной идентичностью, будь то популярность «моўных» курсов или только намёк на преподавание истории и географии на белорусском языке, в отдельных российских кругах всё чаще обсуждается с позиции предательства Беларусью «русского мира».

Само словосочетание «русский мир» имеет двухсотлетнюю историю. Именно тогда царская Россия активно занималась собиранием земель. Сейчас эту идею как духовную и культурную общность русскоговорящих людей продвигает Православная церковь и лично Патриарх Кирилл. Но после событий в Украине в России этому теперь уже философскому понятию кто-то хочет вернуть прежнее имперское значение.

Большинству россиян, конечно, обвинять Беларусь в подрыве союзничества и в голову не приходит. Государственность русского языка наравне с белорусским, тесное военное и экономическое сотрудничество, практически ежедневные визиты чиновников обеих стран друг к другу: ни одно постсоветское государство не может похвастаться такой тесной интеграцией с Россией. Но это не отменяет национальной самоидентичности. В каждой из двух стран. Это прописано как в белорусской, так и в российской Конституции.

После слов Президента Беларуси надежда на полное поглощение республики, которую, может быть, и пестуют некоторые опальные российские политики, стала ещё более призрачной. Открытый диалог, где, как оказалось, ради собственного суверенитета и стабильности готовы объединиться и государство, и оппозиция, дал это чётко понять тем, кто под видом «развития демократии» хотел бы лишить белорусов права «таковыми зваться».

Семён Уралов, шеф-редактор портала «Однако. Евразия»: «Были трения с российской оппозицией в свое время, когда Немцов там приезжал и позволял себе лишнего заявлять, но на уровне политического руководства ни с Россией, ни с Казахстаном никогда никаких попыток ограничить суверенитет Беларуси я не видел».

Александр Лукашенко на встрече с журналистами прокомментировал и прошлогоднее заявление о том, что российский Брянск когда-то являлся белорусской территорией, и шутку, что «придётся поделиться». Ответ Президента прост и понятен: нам чужих земель не надо. Но и свою страну мы никому не отдадим.

В отличие от некоторых политиков, обычные люди, живущие рядом – по обе стороны белорусско-российской границы, даже предположить не могут, что одна из стран-соседок может претендовать на чужую территорию.

Оксана Дюшева, житель г. Добруша: «Мы любим свою страну и не хотим её ни с кем делить. И другой страны нам тоже не надо. Мы хотим со всеми дружить, ездить друг к другу в гости и чтобы к нам приезжали».

Владимир Васера, житель г. Новозыбкова: «Я думаю, что дружба между белорусским и русским народом продолжится, и никто не собирается посягать на чьи-то интересы, во всяком случае, отношения должны быть как в большой, нормальной, дружной семье. Есть старая добрая пословица: где родился, там и пригодился. Моё есть моё, а ваше есть ваше».

Виктор Пинчук, житель г. Добруша: «Земля? Нам чужого не надо, нам хватит своей. Каждый живёт под своим флагом. У нас флаги свои. У белорусов, у России, у Украины свои флаги. Но дружить будем».

С руководителем культурной автономии «Белорусы России» мы встречаемся в центре Москвы, в национальном ресторане. Во время обеда здесь собираются «белые воротнички» из ближайших офисов: русские, поляки, англичане, немцы. Валерий Казаков признаётся, что ревностно следит за тем, что пишут и говорят в России о земляках. Со многими медийными знакомыми из-за этого в последнее время пришлось даже довольно жестко объясняться.

Валерий Казаков, председатель Федеральной национально-культурной автономии «Белорусы России»: «Обвинить белорусов в том, что они назвали в Минске улицу имени Кастуся Калиновского, так она существует там уже десятки лет, ещё при советской власти была… Мне говорят: да, вот вы восхваляете Тадеуша Костюшко, который хотел восстановить Речь Посполитую. Тадеуш Костюшко боролся с царским режимом, это часть истории и советской истории. У нас колхозы были имени Тадеуша Костюшко. Это не значит, что это национализм белорусский».

Кстати, по данным ЮНЕСКО, за последние 20 лет в России, которая сама себя считает оплотом «русского мира», 20 языков признаны мёртвыми, 136 – в опасности, наборы на факультеты русского языка сокращены ровно наполовину. И не самое ли время позаботиться о «русском мире» именно у себя, внутри страны? Говорят, что любая гражданская ненависть требует репетиции. А кто-то, похоже, очень хочет в спектакль под названием «Кругом враги» затянуть и Беларусь. Но здесь, как «по-народному» сказал Александр Лукашенко, главное – «не тузаться». Бесполезно.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Светлана Карульская
География:
Москва