​Стратегию развития науки и технологий до 2040 года предложили белорусские учёные. Модель развития нашей страны получила название «Беларусь интеллектуальная».

Стратегию развития науки и технологий до 2040 года предложили белорусские учёные. Модель развития нашей страны получила название «Беларусь интеллектуальная». Её ключевые компоненты: сквозная цифровизация экономики, создание IT-страны, развитый неоиндустриальный комплекс, высокоинтеллектуальное общество.

Элементы стратегии обсуждались на II Съезде белорусских учёных, который на уходящей неделе прошёл в Минске. 2017 год объявлен в Беларуси Годом науки. Логично, что итоги этого года решили подвести не буднично, хотя в пору было подводить итоги десятилетия, так как I Съезд белорусских учёных случился десять лет назад.

Безусловно, за это время отечественная наука представила массу изобретений, которыми можно и нужно гордиться. Но Президент Александр Лукашенко в своём вступительном слове больше времени посвятил не успехам, которые есть, а проблемам, которые стоят перед научным сообществом. Многие из них перекочевали из дискуссий 2007 года, то есть до сих пор не нашли решения. Как и десять лет назад, Глава государства и общество ждут от учёных конкретных результатов деятельности, а их много не бывает.

Серьёзная травма – результат падения в метро. Мышца у девушки была разорвана под кожей. Вариантов в такой ситуации обычно два: хирургическое вмешательство и шрам или бездействие и деформированная на всю жизнь нога. Но медики предложили третий вариант: восстановить повреждённую ткань с помощью клеточных технологий.

Механизм следующий: у пациента берут кровь, которую затем смешивают со специальным гелем, помещают в центрифугу. Всего пять минут – и в пробирке чётко отделяется концентрат тромбоцитов, который уже с помощью УЗИ-аппарата и шприца медики вводят точно в повреждённый участок.

Сергей Попок, врач травматолог-ортопед 6-й городской клинической больницы г. Минска: «В получаемом препарате крови есть только собственная кровь, нет ни одной лишней молекулы фармакологической».

Первые шаги в этом направлении в 6-й минской клинике начали делать ещё пять лет назад, но со специальным оборудованием здесь работают всего год. Убедились, что процесс заживления проходит в два раза активнее. Происходит это за счёт стимулирования роста стволовых клеток.

Для медицины стволовые клетки – это одно из самых перспективных направлений. В нашей стране параллельно с ведущими европейскими клиниками сейчас проводят клинические испытания по использованию этой технологии в офтальмологии, стоматологии и урологии. Работают учёные и над созданием так называемой искусственной кожи. Они уверены, что всего пару лет – и всё это будет так же реально, как и избавление пациентов от трофических язв. Методика успешно апробирована, но пока не получила широкого распространения из-за своей дороговизны. Лечение обойдётся примерно в две тысячи долларов.

Людмила Дубовская, директор Института биофизики и клеточной инженерии: «Доступность клеточного материала ограничена, стоимость будет тоже высокая. Здесь, конечно, на помощь могут прийти страховые компании. Уже есть у нас один такой пациент. Конечно, это вопрос, связанный с государственным заказом».

Благотворительность может стоить всех перспектив, поэтому успешные разработчики уповают именно на поддержку государства. И правила игры здесь, кажется, давно понятны. Есть результат – будут деньги.

Научными исследованиями и разработками в Беларуси сегодня занимаются свыше 25 тысяч специалистов. Суммарно каждый десятый – участник этого съезда. Их называют интеллектуальной элитой, но количество по-настоящему прорывных разработок едва ли под стать потенциалу. Именно поэтому съезд призван не только решать проблемы учёных, но и подтолкнуть их действовать активнее.

Какой будет наука в развитии до 2040 года? Стратегию учёные формируют вместе с управленцами. Она нужна и самим институтам, и предприятиям, и системе образования. И хоть основные тенденции, по сути, ясны, ведь мы идём в ногу с коллегами по всему миру, главные (а порой довольно резкие) тезисы звучали от Президента.

В разработках, способных на настоящую революцию, государство, конечно, заинтересовано. Это не только медицина, но и сельское хозяйство, сфера IT-технологий, космос и, конечно, промышленность.

Статус научной организации в 2017 году получил Белорусский металлургический завод. На БМЗ трудятся семь кандидатов наук, больше 60 – аспиранты и магистранты. Здесь поняли, что работать только по сегодняшним запросам рынка недальновидно. Нужно самим предлагать инновационный продукт. За 2016 год на долю инноваций прошлось 20% всего реализованного. И именно наука диктует, что сойдёт с конвейера.

Анатолий Савенок, генеральный директор Белорусского металлургического завода: «У нас есть два конкретных направления, которые в ближайшие 10 лет будут очень актуальны: круги для автомобильной промышленности, металлокорд самой высокой прочности».

Показатель успеха – это цифры, а точнее выручка. И здесь часто можно услышать, что для реализации задумок учёным не хватает именно финансовой поддержки. В последние годы науке доставалось всего 0,5% ВВП. В перспективе – больше, но как быть, когда и этого через край.

Едва ли на дефицит идей и финансов сетует белорусское ракетостроение, космическая индустрия, оборонная промышленность или фармацевтика. Визитной карточкой страны за рубежом стали и знаменитые БелАЗы, в создании которых именно учёным отведена ключевая роль. Новая наукоёмкая отрасль появилась с возведением Белорусской атомной электростанции, однако научные достижения порой политизируют извне.

Понятие «наука» лишь звучит абстрактно. За наукой стоят люди, в том числе специалисты с мировыми именами. Но сохраняется ли преемственность? Известный факт, что IT-компании присматривают перспективных сотрудников даже не в университетах, а буквально со школьной скамьи. Что мешает так же поступать и учёным? Банк данных талантливой молодёжи – это не документы под грифом «секретно».

Ключевой посыл Президента: работа учёных не остаётся без внимания. Она двигатель и экономики, и социальных стандартов, и уровня жизни всех белорусов, поэтому и отношение порой эмоциональное. Условия созданы, их постепенно улучшают, возможностей реализовать задуманное немало во всех отраслях.

Ху Чжэн, генеральный исполнительный директор компании по развитию индустриального парка «Великий камень»: «Мы хотим сотрудничать с Беларусью в научно-технической сфере более тесно. Новые кластеры промышленности – это главное направление работы индустриального парка "Великий камень"».
Григорий Рапота, государственный секретарь Союзного государства: «Мы создали научно-технический совет, который и должен определять, на что обратить в первую очередь внимание. Исходя из этого, мы будем выбирать программы. К приоритетам можно отнести космическую индустрию, медицину, машиностроение, станкостроение. Именно та технологическая научная составляющая, которая выводит это производство на передовые позиции».

Цифровая экономика, неоиндустриальный комплекс и высокоинтеллектуальное общество – всё это легло в основу стратегии развития до 2040 года. Её выполнение не пройдёт по бумаге, а зависит от каждого учёного и управленца. И это нужно понимать, чтобы вместе создавать «Беларусь интеллектуальную». 

Подписывайтесь на нас в Telegram