Надо драматизировать!

​В единственном театре белорусской драматургии в среду выдался «вечер без антракта». Наш современник отметил своё 25-летие. Вспоминать «новые формы» и имена, рождённые заслуженным коллективом, можно без конца. Однако Александр Матяс решил взглянуть на день сегодняшний и на то, что актёры сыграют уже завтра.

В единственном театре белорусской драматургии в среду выдался «вечер без антракта». Наш современник отметил своё 25-летие. Даже вахтёры были в вышиванках. На праздник собрались сотни друзей и поклонников, зачитали поздравление Президента, а затем на подмостки вышли коллеги  актёры-купаловцы. Ведь это на их Малой сцене и родился РТБД. 

К юбилею в арт-холе театра открылась документальная выставка. За 25 сезонов здесь ставили ныне главные режиссёры национальных театров Николай Пинигин и Сергей Ковальчик. А бывший худрук РТБД Валерий Анисенко сейчас возглавляет коласовский театр в Витебске. Вспоминать «новые формы» и имена, рождённые заслуженным коллективом, можно без конца. Однако Александр Матяс решил взглянуть на день сегодняшний и на то, что актёры сыграют уже завтра.

70 лет назад американец Теннеси Уильямс сочинил пьесу про трамвай «Желание». Оно-то уж четверть века влечёт на минскую остановку «Театральная» авторов, которые хотели бы «дожить» (образно, конечно) до премьеры на национальных подмостках.

Николай Рудковский, драматург: «С драматургами не составляли свой рейтинг. Дело не в том, какой театр, а дело в том, как поставили твою пьесу. Она будет 10 лет побеждать на различных фестивалях и пользоваться популярностью».

Для ныне прославленного писателя этот и вообще театр начинался с прочтения режиссёром Валерием Анисенко в 2001-м его «Жанчын Бергмана». Сейчас в афишах – четвёртая комедия по тексту Рудковского. Теперь ещё и победителя конкурса РТБД «Франциск Скорина и современность».

Александр Гарцуев, художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии: «Другое месца ў намінацыі “Cучасная п’еса” заняў вядомы літаратар Віктар Марціновіч. “Кар’ера доктара Раўса” – даволі вялікія грошы выдадзены на пастаноўку гэтага спектакля, які я ўжо распачаў».

На первенстве к 500-летию отечественного книгопечатания роль эксперта досталась Александру Марченко. Он, по идее, сегодня в ответе за репертуар не только РТБД. Актёр и режиссёр возглавляет Центр белорусской драматургии – единственный в стране, с 2007 года. Выходит, тоже юбилей!

Александр Марченко, режиссёр, руководитель Центра белорусской драматургии: «Прысылаюць вялікую колькасць п’ес, але гэта адны і тыя ж беларускія аўтары, якія зараз ужо больш і больш вядомыя. Мы падыходзім да такога моманту, калі новых імёнаў вельмі хочацца».

За 25 сезонов в РТБД поставили, пожалуй, все сочинения классика наших дней Алексея Дударева. Тут 15 лет назад дебютировал Андрей Курейчик. И отсюда сразу «тихий шёпот шагов...» Дмитрия Богославского разнёсся по Евразии. Сегодня в театральной базе без малого 40 драматургов.

Татьяна Мархель, народная артистка Беларуси: «Паэзія і проза беларускіх аўтараў і песні – гэта літмантаж ці што? А атрымаўся спектакль. На грэчаскай мове гэта значыць “вывучэнне, пазнанне, адкрыццё”».

Прима театра говорит о проекте «Беларусь. Дыдактыка». Премьера (пока крайняя) в непривычном жанре «дорога к себе» состоялась в январе. Сейчас в репертуаре 32 спектакля. Особенность РТБД – возобновление. Например, фольк-оперы «Адвечная песня» Янки Купалы.

Говорят, «малая сцена – это крупный план театра». Здесь основная – 99 квадратов (так, для сравнения, в Купаловском – 240). Слёзы, радость, страдание и просветление... Актёры играют на расстоянии вытянутой руки – буквально.

От первого ряда (их всего-то восемь) до подмостков меньше метра. Зритель, по сути, соучастник каждого трагифарса, триллера либо «хроники одного преступления». Чаще на 212 мест в феврале приглашают публику от 16 и старше. Кстати, 2016-й был отнюдь не лёгким годом для культуры.

Владимир Карачевский, директор Республиканского театра белорусской драматургии: «У пачатку 2017 мы бачым, што нашы гледачы вяртаюцца. 80-82% запаўняльнасці, калі казаць пра месяц, будзе. 70% дзяржаўнага фінансавання, 30% гэта тое, што мы зарабляем. Акрамя таго мы яшчэ шукаем іншыя формы».

При «Заслуженном коллективе Беларуси» создан Попечительский совет. Директор, как правило, заступая на службу, листает эксклюзивную Книгу отзывов – решая вопросы, только без драм. Точечный ребрендинг (допустим, хештеги в рекламной продукции) освежил старую марку РТБД.

Анжелика Крашевская, директор Международного форума «ТЕART»: «Театр белорусской драматургии – это очень важный момент. И не надо бояться, что непонятные пьесы, на непонятном языке для кого-то. Они находятся на старте к тому, чтобы выйти за рамки, скажем, показов в Беларуси».

Кстати, именно РТБД в середине 90-х первым (среди театров страны) выехал на Всемирный смотр в шотландском Эдинбурге. Сейчас готовятся лететь с «Пеліканам» по Августу Стринбергу на Международный форум «Славия» в столице Сербии. Впереди так же «читки» пьес отечественных авторов во время Платоновского фестиваля в Воронеже.

Александр Гарцуев, художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии: «80%, амаль 90% – гэта сучасная беларуская драматургія. Але для таго, каб трупа існавала больш гарманічна, час ад часу трэба ёй сустракацца з сусветнай класікай».

Режиссёр Екатерина Аверкова при закрытых кулисах репетирует уже постъюбилейную премьеру «Сіндром Медэі». Трагедию по пьесе Юлии Чернявской (к слову, внучки драматурга Василя Витки) покажут второго марта. А этот февральский «вечер без антракта» не повторится, при всём желании.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
География:
Новости Минска