​Накануне прошло заседание Высшего Госсовета Союзного государства, в ходе которого впервые в истории взаимоотношений двух стран были решены все вопросы повестки дня. Подробно о них готов рассказать Дмитрий Семченко, который три последних дня работал в Москве.

Накануне прошло заседание Высшего Госсовета Союзного государства, в ходе которого впервые в истории взаимоотношений двух стран были решены все вопросы повестки дня. Подробно о них готов рассказать Дмитрий Семченко, который три последних дня работал в Москве.

В цехах «Интеграла» абсолютная стерильность. На первый взгляд, можно даже подумать, что находишься в операционной. Но всё именно так, как в медицине. Здесь производят такие высокоточные элементы, что одна невидимая глазу пылинка (в 30 раз меньше толщины человеческого волоса) может испортить труд сотни специалистов.

«Интеграл» реализует уже третью союзную программу. Принцип отработан. На первом этапе специалисты двух стран предоставляют свои лучшие научные разработки. Далее их адаптируют, совмещают, получают в результате машину, технологию или, как в этом случае, адаптеры. Программа «Автокомпоненты» – одна из самых значимых для промышленности каждой из двух стран. К концепции, которую утвердили весной прошлого года в Могилёве, подключили 19 предприятий (одиннадцать белорусских и восемь российских). Главное – замещение импортной начинки в «союзном» транспорте. Но не только. Упор делается на технологии. Например, если раньше связь оборудования автобуса «МАЗ» держалась на электропроводах, то теперь применяют новейшую разработку «CAN-шину». Эффекты: меньше кабелей, вместо четырёх километров используется 600 метров. Да и протестировать шину гораздо проще, чем «прозвонить» и заменить отдельный кабель. Ещё одна новация – беспилотный «БелАЗ». Белорусы разрабатывают систему управления, россияне – навигацию. Точность позиционирования огромной машины на трассе меньше 20 сантиметров.

Виктор Лебедев, заместитель главного инженера предприятия «Интеграл»: «На первый взгляд, цифры ни о чём не говорят, но оптимизация маршрута такого многотонного самосвала, как «БелАЗ», приводит к очень значительной экономии материальных ресурсов».

Программы Союзного государства можно сравнить с удобрением для почвы. Передовые проекты внедряют в самые разные сферы (от медицины до культуры) и таким образом помогают развивать целые отрасли. После распада СССР экономики независимых государств можно было сравнить с заводскими цехами, разделёнными высокими заборами. Интеграция Беларуси и России помогла не просто удержать кооперационные связи от разрыва, но и дополнила их сотнями новых направлений. Ключевым моментом считается 2 апреля 1996 года, когда Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали договор о создании Сообщества Беларуси и России. Ровно через год был подписан договор о союзе, но всё же нынешнюю форму Союзное государство приобрело за три недели до начала третьего тысячелетия. Первое заседание Высшего Госсовета должно было пройти в Москве под председательством Ельцина, но российский президент подал в отставку, с 2000 года у руля Союзного государства стоит Президент Беларуси. За это время на новый уровень вышли не только политические и экономические связи двух стран. Именно эта интеграция стала ядром для Евразийского экономического союза.

Если двумя словами описать будущее Союзного государства, как его видят участники встречи в Москве, то первое слово – это инновационность. По мнению председателя Высшего Госсовета Александра Лукашенко, именно таким должен быть критерий любой совместной программы. Схема простая – политическая интеграция скрепляется экономикой. Экономика не сможет выжить без новейших технологий. Значит нужно вместе их создавать. Кооперация – это второе слово.

Во взаимных поставках сырья, деталей, комплектующих сегодня участвуют около 30 тысяч белорусских и российских компаний, а это миллионы рабочих мест. Отсюда и резонный вопрос: зачем отдавать деньги, покупая чужое, если можно сделать своё?

Новые планы в машиностроении, агропромышленном комплексе и даже безбарьерная среда в сфере коммуникаций. На просторах Союзного государства хотят отменить роуминг, чтобы гражданам двух стран не приходилось переплачивать за услуги местных сотовых операторов.

Товарооборот между странами в сравнении с прошлым годом на четверть прибавил. Могло быть и больше. Белорусы напомнили о продовольственных предприятиях, получивших красную карточку на экспорт в Россию. На данный момент их более 20. Совместная рабочая группа разбирается по каждому случаю, но время съедает деньги, которые могли бы пойти на развитие совместных проектов. Нельзя говорить и о равных условиях для бизнеса. До единого энергетического рынка пока далеко, российская господдержка закупки техники порой происходит только для своих. Те, кто стоял у истоков Союзного государства, признают, что лоббируя узкие интересы, российские партнёры в итоге больше теряют, заставляя интеграцию наматывать лишние круги.

Сергей Бабурин, заместитель председателя Государственной думы России II и IV созывов: «Президент Лукашенко совершенно прав, когда он говорит, что иногда со стороны российских чиновников задаются параметры, обсуждаются некие другие подходы к белорусским партнёрам, чем к российским, потому что это просто противоречит нашим законам, ратифицированным договорам. Очень хочу, чтобы российские чиновники выучили российские обязательства».

Не многие знают ещё один любопытный факт: в десятой статье Договора о Союзном государстве сказано, что оно имеет свой флаг. Символику так и не утвердили, хотя изначально было два конкретных проекта. Тогда нашлось немало критиков, обвинивших автора в подражании советской атрибутике, сходстве с действующим китайским флагом. Но с тем, что две звезды, символизирующие Беларусь и Россию, должны быть одинаковой формы и размера, невзирая на территорию и население, никто не спорил. 

Подробности – в видеосюжете

Подписывайтесь на нас в Telegram