​В России главной темой недели стал огонь. Горят Забайкалье, Сибирь… Погибли уже 30 человек, больше 20 тысяч пострадали в той или иной степени. Спасатели и местные жители пытаются противостоять этому стихийному бедствию. И кое-где побеждают, но в целом площадь пожаров только увеличивается.
«На линии огня»

В России главной темой недели стал огонь. Горят Забайкалье, Сибирь… Погибли уже 30 человек, больше 20 тысяч пострадали в той или иной степени. Спасатели и местные жители пытаются противостоять этому стихийному бедствию. И кое-где побеждают, но в целом площадь пожаров только увеличивается.

«Набег печенегов, половцев, нашествие псов-рыцарей». Каждый год лесные пожары, которые охватывают разные регионы России, награждают эффектными сравнениями. Вот и то, что случилось в Хакасии, а там за считанные часы выгорели тысячи гектаров земли вместе со всеми населёнными пунктами, уже окрестили полётом «сумасшедшего красного петуха». Подгоняли его аномальная для этого времени двадцатиградусная жара, сильный ветер и, по предварительным данным, незаконный пал травы.

Борис Борзов, главный государственный инспектор по пожарному надзору России: «Будет разбираться следственная группа и виновные будут привлечены к ответственности. Со мной прилетели 30 дознавателей, которые будут обходить все населённые пункты, каждый дом и брать с людей объяснения».

Жителей шести районов Хакасии, где бушевал пожар, следователям ещё придётся поискать. 33 населённых пункта практически полностью уничтожены. Почти шесть тысяч человек пострадали, более 20 погибли. Те, кто смог спастись, разъехались по родственникам и знакомым. Для тех, кому некуда идти, специалисты МЧС открыли несколько пунктов временного размещения.

Те, кто остался без жилья, могут рассчитывать на социальные выплаты. Государство обещает им выдать по 100 тысяч рублей, это около 50 тысяч долларов. Но пока даже точно не известно, сколько семей лишились крыши над головой. Пока социальные службы составляют списки, погорельцев спасает гуманитарная помощь.

Ещё два года назад именно Хакасия в числе первых отправляла помощь пострадавшим от сильнейшего наводнения на Дальнем Востоке. Воду, медикаменты, средства гигиены жители республики собираяли для затопленной Амурской области и Хабаровского края. Сейчас всё это требуется самому региону. Пункты сбора помощи погорельцам открыты в Санкт-Петербурге, Томске, Красноярске, в Сочи и Ростове. Больше всего необходимых людям вещей собирает Москва.

Основной пункт приёма помощи – Представительство Хакасии в российской столице. Здесь специально продлили время работы. Люди несут продукты, игрушки, вещи и даже книги.

Рафик Овчаров, житель г. Москвы: «Люди пострадали – надо помочь! Сейчас развал, я не люблю, когда развал. Надо помогать людям, может, они нам когда-нибудь помогут в жизни».

Всё, что приносят люди, сотрудники представительства разбирают и упаковывают. Из-за большого количества коробок кабинеты стали похожи на склады.

Елена Марченко, заместитель постоянного представителя Республики Хакасия в Москве: «По линии МЧС мы начали уже отправлять груз. Коробок огромное количество. Вчера частично отвезли, завтра планируем отправку груза. В первую очередь сейчас необходимы предметы личной гигиены, постельное бельё, продукты питания длительного хранения, канцелярия для школьников, хозяйственный инвентарь для людей, которые занимаются разборами того, что осталось от их жилья».

О нехватке инвентаря для тушения пожаров в сёлах Хакасии всю неделю пострадавшие писали на прямую линию президенту Путину. Он отвечал в четверг, 16 апреля, на вопросы россиян. Местные говорили, что пытались справляться водовозами, помпы из-за отключённого электричества не работали, а пожарные машины приходили уже на пепелище.

В МЧС республики заявляют, что предупреждали население о наступлении пожароопасного периода. Всего за несколько дней до чрезвычайной ситуации глава ведомства даже дал пресс-конференцию. Но, как часто случается, огонь пришёл неожиданно для всех. Кроме специалистов лесного хозяйства. Они вспоминают о горящих торфянниках в Рязани, Твери, Подмосковье в 2010-м. Это, говорят, привет из Советского Союза. Тогда власти считали торф перспективным топливом и активно осушали болота. Теперь каждое жаркое лето эти места, как пороховая бочка. Чтобы решить проблему, нужно заняться восстановлением лесов и болот. Только делать это сейчас не на что и некому.

С 2007 года в стране действует Лесной кодекс, который вообще не предусматривает государственную охрану лесов. Нет там и централизованной системы предотвращения пожаров. Штат егерей сокращён в некоторых регионах в десять раз.

Иван Никитчук, первый заместитель председателя комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы России: «Те деревни лесные, где раньше были лесхозы, где люди имели работу, это был источник поддержания их жизни, сегодня ничего нет. Наша фракция голосовала против принятия этого кодекса. Мы говорили, к чему это приведёт. К этому и привело… Мы уничтожили самые основные звенья сохранения лесов – это охрану, лесников, обходчиков, которых при советской власти было около 340 тысяч, а сегодня на всю страну – 3 тысячи».

Вот и приводит бесхозность в лесах и на прилигающей территории не только к откровенному беспорядку, но и, как в случае с Хакасией, к настоящей трагедии. И с началом каждого так называемого сезона пикников спасатели гадают: где же вспыхнет? Это как со спичками у маленького ребёнка: может зажечь, а может и обойдётся. Синоптики на нынешнее лето уже дают горящий прогноз. Погода будет сухой и жаркой. А по результатам проверки Рослесхоза, из 85 субъектов страны к пожароопасному сезону полностью готова только половина. И здесь если пал, то пропал.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Светлана Карульская
География:
Россия