МВД предлагает ввести запрет на реализацию спиртного с 22.00 до 9.00. Что об этом думают белорусы?

​«Алексей читал книгу, Татьяна вышивала крестиком, а Алёна раскладывала пасьянс. А всё потому, что Андрей не успел в магазин до 22.00». Это анекдот с российских интернет-просторов, вполне возможно, вскоре станет актуальным и для Беларуси. МВД предлагает ввести запрет на реализацию алкогольной продукции с 22.00 до 9 часов утра. О преимуществах и недостатках этой инициативы рассуждает Анатолий Занкович.

«Алексей читал книгу, Татьяна вышивала крестиком, а Алёна раскладывала пасьянс. А всё потому, что Андрей не успел в магазин до 22.00». Это анекдот с российских интернет-просторов, вполне возможно, вскоре станет актуальным и для Беларуси. У союзников запрет на продажу спиртного после десяти вечера действует уже несколько лет и граждане к нему не то, чтобы привыкли, но адаптировались. Так вот, нельзя исключать, что их опыт вскоре будет востребован и у нас. Министерство внутренних дел Беларуси предлагает ввести запрет на реализацию алкогольной продукции с 22.00 до 9 часов утра. О преимуществах и недостатках этой инициативы рассуждает Анатолий Занкович.

Алексей Заренок, житель г. Гомель: «А как без алкоголя будем жить в выходные дни?»

Вывеска «24 часа», словно маяк. Как только время близится к полуночи, возле ночных гомельских магазинов начинается особый период. Продавцы его называют «ночь сурка». Всё те же люди, всё те же покупки – 95% из которых – это спиртное.

Юлия Зайцева, покупатель: «Мы взрослые люди и мы вправе покупать алкоголь, когда мы захотим. Мы за то, чтобы алкоголь не продавали малолетним. Взрослые люди себя контролируют, поэтому я не знаю даже, я считаю, что это глупо просто».

Купил, выпил и поговорил за жизнь. Одна из самых популярных тем – стоит ли запрещать продажу алкоголя по ночам?

Оксана Сорокина, житель г. Гомель: «Я за то, чтобы ночью можно было спокойно выйти на улицу, зайти в магазин, не встретив человека в неадекватном состоянии, пьяного. Уменьшится количество драк на улицах, можно будет дольше отпускать детей гулять на улицу».

Дмитрий Лымарев, житель г. Гомель: «Люди все хотят выпить, в любое время суток. Не знаю, у нас страна такая, менталитет, что выпивать надо».

Наталья Вакульчик, продавец магазина: «Нет, я думаю, что всё-таки не стоит запрещать, потому что если люди захотят где-то что-то найти, они все равно найдут. А так они придут культурненько – купили, выпили, разошлись. Конечно, люди бывают разные, встречаются и буйные».

Участковые и дежурные говорят о новой тенденции – это раньше именно пьяного-агрессивного нужно было опасаться. Теперь тот, кто выпил, сам становится мишенью.

Виталий Пристромов, начальник отдела информации УВД Гомельского облисполкома: «Люди, которые идут в ночные магазины за “добавкой”, они могут совершить преступление, разгорячённые спиртными напитками. Но больше, что волнует милицию, – это то, что они сами могут стать жертвами преступлений и тем самым попасть в суточные милицейские сводки».

У него нет проблем с алкоголем. Музыкант и шоумен Иван Вабищевич разбирается в градусе, может выпить, но всегда знает, с кем это делать, где и когда вовремя остановиться.

Стойка с видом на проспект – действительно легендарное столичное место. Кто здесь не пил? Чай, кофе или чего покрепче. Удобно, в центре, да и работает допоздна. Но всё может измениться. С 2018 года года МВД предлагает запретить по ночам продажу всего «градусного» ассортимента.

Иван Вабищевич, музыкант: «С одной стороны меня, наверное, запрет не коснётся, потому что у меня есть нормальный бар-заначка дома. С другой стороны, мы отработали в 10-11 часов вечера и есть желание – давайте пива-вина возьмём… Почему бы не взять бутылочку вискаря, чтобы отметить хорошую работу или хороший вечер?»

Но в МВД настаивают: алкоголь влияет на криминогенную обстановку. Нужно бороться с так называемой пьяной преступностью. В последний день октября ведомство направило в Совет министров свои предложения.

Сергей Красуцкий, заместитель начальника управления профилактики МВД Беларуси: «Первое – запрет реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива с 22 часов до 9 утра. И второй важный момент – обязательное наличие в магазинах, которые имеют площадь более 400 квадратных метров, обособленного отдела для торговли алкогольными напитками».

Если предложение «продавать алкоголь отдельно» вызвало понимание – рядом с детским питанием спиртное действительно смотрится абсурдно, то «ночной запрет» вызвал в обществе непонимание. Зачем? Милиция приводит цифры: каждое четвёртое преступление в Беларуси – пьяное. Каждое третье убийство, грабёж или разбой – под градусом. Довод спорный, ведь остальные преступления совершают трезвые люди. Да и не каждый выпивший идёт на нарушение закона. Милиция настаивает: половина пьяных преступлений совершается именно с 22 вечера до 9 утра. Если человек не купит спиртное, то и на подвиги его не потянет. Но торговля сомневается.

Владимир Колтович, министр антимонопольного регулирования и торговли Беларуси: «Вопрос по времени реализации алкоголя – здесь вообще не о чем говорить. Я вас удивлю, но у нас только одиннадцать торговых объектов по всей стране торгуют с 22 по 9. Вопрос в одном часе. Реализуем ли мы до 23.00 – многие магазины работают до этого врмени. А ночью? Это даже не вопрос».

Продажу алкоголя по ночам уже ограничивали, ещё в прошлом году. Запрет действовал точечно – каждый регион сам выбирал для себя «неурочные» часы и места. Медики говорят: эффект был.

Алексей Александров, заместитель главного врача Минского областного клинического центра «Психиатрия-Наркология»: «Число вызовов скорой помощи в вечернее время сократилось, как и число выездов сотрудников милиции, уменьшилась криминальная напряжённость возле “ночных” магазинов. Возможно, ещё один из косвенных показателей – число погибших от отравления алкоголем в те периоды и в тех регионах, оно стало меньше».

Но точных данных по той «антиалкогольной кампании» до сих пор нет. И трудно оценить, стал ли запрет панацеей. А вот торговля свои цифры предоставила – год назад вето на продажу снизило выручку на 20-30%. «Оборотка» упала, кризис неплатежей усилился. Коснулось всех – и магазинов, и заправок. Так что, опять?

Анна Красовская, директор группы компаний «А-100»: «Наша компания – это 540 рабочих мест. В случае запрета торговли алкоголем, это потеря для нас около 35% выручки. Это колоссальные деньги. Что это означает? Это означает сокращение людей, потому что мы не сможем финансово держаться… Люди приезжают к нам в 22:05, 22:10, потому что закрылись обычные магазины».

Сопротивление торговли понятно – продажи решают всё. И позиция МВД объяснима: пьяный человек – это проблема милиции. Правда, немного выпивший по случаю и закоренелый алкаш, который ради стакана готов на всё – это, как говорят, в Одессе, две большие разницы.

Алкогольные запреты свежи в памяти, в конце 80-х в СССР даже виноградники вырубали – думали, решат проблему, но получили давки у вино-водочных отделов и разгул самогоноварения. Помогло? Не совсем, градус всё равно повысился – градус возмущения народных масс.

Иван Вабищевич, музыкант: «Михаил Сергеевич объявил сухой закон. И что из этого получилось? Да, на свадьбах бухали коньяк из чайников. Были показательные трезвые свадьбы, но это было смешно. На тот момент больше оживились самогоноварильщики. В любом случае люди находили какие-то лазейки».

Сегодня все понимают: алкоголизм – это плохо, но методы решения проблемы у каждого свои. Хотя торговля поддерживает милицию. Только не в запрете, а в комплексном подходе.

Сергей Смольский, сопредседатель Ассоциации розничных сетей Беларуси: «Мы предлагаем больше профилактических мер: это работа с подростковым поколением, воспитание, работа с гражданами и пропаганда ЗОЖ, должна подключиться медицина. А просто запретительные меры не всегда дают тот эффект, который планировался».

При этом добавляют: не купят в магазине – купят возле. Запрет развяжет руки таксистам, бабушкам возле «ночников» и самогонщикам. Да и продажи настойки боярышника в дежурных аптеках не упадут. В Литве и России тоже запрещали. Но нашлись способы обхода. Например, алкоголь в аренду.

Схема проста: заказчик звонит по телефону и просит сдать ему в аренду до утра бутылку чего-нибудь. Курьер привозит, заказчик вносит залог – стороны подписывают договор. Если алкоголь не вернут до утра (а на это и расчёт), то курьер – при деньгах, а клиент – при градусах. В Беларуси по закону доставка алкоголя запрещена, но Интернет пестрит от предложений.

В МВД уверяют – никакой контрафакт не заместит те объёмы, которые сегодня продают магазины по ночам. А если будут меньше продавать, то и кривая преступности поползёт вниз. А нелегалы? С ними обещают бороться ещё активнее. Сохранятся запреты и на продажи спиртного в определённые дни – например, в выпускные. Правда, здесь тоже нужна детальная проработка – молодёжь научилась закупаться заранее. Но одними запретами действительно проблему не решить. Дело вовсе не в алкоголе, дело в человеке.

Иван Вабищевич, музыкант: «Должно что-то меняться в голове у людей. Есть люди, которые умеют пить, есть те, которые не умеют пить. Есть разряд людей, которые просто не пьют, которым это не нравится. Это абсолютно нормальные люди. Кто-то говорил: “Хочешь сделать мир лучше – начни с себя”. Этот тот случай, когда ты для себя поймёшь: умеешь пить или нет, хорошо тебе или плохо, от этого страдают окружающие или нет».

Два года назад Всемирная организация здравоохранения поставила Беларусь на первое место в мире по употреблению чистого спирта на душу населения. По их подсчётам, 17,5 литров в год. Белорусские медики усомнились в цифрах и методике расчётов международных экспертов. Официальное потребление – чуть больше восьми литров. Пусть это в два раза меньше мировых оценок, но, согласитесь, всё равно много. Проблему решать надо. И главное сделать это вовремя. Ведь уточнение «Кто виноват?» обычно появляется, когда человек уже основательно выпил. До этого можно не доводить, если ещё до рюмки найти ответ на извечное: «Что делать?». Запретить пить не получится – не то время, не та страна. Воспитать культуру пития и этим ограничить потребление?.. Инициативу МВД в Правительстве обещают рассмотреть ещё в ноябре.

Подписывайтесь на нас в Telegram