История Гарлыка, по сути, началась полвека назад, когда советские геологи в глубине песков нашли залежи калийной соли. Там же, как показали исследования, находились и подземные реки.

Исторические кадры, такое бывает раз, пожалуй, лет в 50 – в пятницу президенты Беларуси и Туркменистана Александр Лукашенко и Гурбангулы Бердымухамедов официально запустили работу Гарлыкского горно-обогатительного комбината. Это стало кульминацией визита Александра Лукашенко в Туркменистан, где благодаря белорусам появилась новая отрасль промышленности – горно-обогатительная.

Масштаб работ, которые белорусы проделали в пустыне Каракумы, лучше и нагляднее всего виден с высоты. Гарлыкский комбинат – это целый производственный город: рудник со сложной системой транспортёрных конвейеров, обогатительная фабрика с цехами дробления, сушки, грануляции, погрузки, а также склады и сети – в общей сложности 125 объектов, которые вместе формируют сложный механизм добычи калийной руды и получения удобрения.

История Гарлыка, по сути, началась полвека назад, когда советские геологи в глубине песков нашли залежи калийной соли. Там же, как показали исследования, находились и подземные реки. Взвесив все «за» и «против» (да, месторождение богатое, ресурс качественный, но нет инфраструктуры, почва «с сюрпризами»), от промышленного освоения месторождения решили отказаться. Тем более, что в СССР были регионы, где добывать калий было и проще, и дешевле – например, в месте, где потом вырастет белорусский город Солигорск.

Белорусы это сражение выиграли, хотя, чтобы добраться до соляного пласта (он располагается на глубине около 300 метров), пришлось применять и весьма хитрую тактику: замораживать породу, буквально вгрызаться в землю, а затем бетонировать ствол. Но и природа не собиралась отступать – у подземной реки есть течение, к тому же вода сильно минерализована, а значит, температура её замерзания вовсе не ноль градусов, а ниже. Такая работа требует особых профессиональных качеств.

В 2010 году белорусский генподрядчик «Белгорхимпром» подписал с государственным концерном «Туркменхимия» контракт на строительство под ключ Гарлыкского горно-обогатительного комбината. Стоимость проекта оценили в $1 млрд. Строительство велось силами 14 белорусских и 22 туркменских подрядных организаций. Общая численность работающих на площадке – две тысячи триста человек.

Вячеслав Коршун, генеральный директор предприятия «Белгорхимпром»: «Это серьёзное испытание для всех: участников строительства, тех, кто вёз оборудование, настраивал технологии. Люди, которые здесь работали, преодолели трудности и сделали всё, что нужно».

Для проектировщиков, строителей, шахтёров и самих президентов запуск завода – особое событие, поэтому хозяева постарались превратить его в яркий, шумный и запоминающийся праздник с презентацией того, чем страна действительно гордится.

Теперь новый комбинат – это тоже повод для гордости. Александр Лукашенко и Гурбангулы Бердымухамедов вместе дают официальный старт работе предприятия, после чего его конвейеры приходят в движение.

Для Беларуси Гарлыкский комбинат – это, безусловно, громкий имиджевый проект. Продемонстрировав высокую квалификацию, подрядные организации пополнили своё производственное портфолио.

Предложения от других стран не заставили себя ждать, но насколько они выгодны для самой Беларуси – точный расчёт необходим не только при строительстве и разработке шахт, но и в оценке экономики того или иного проекта.

Вячеслав Коршун, генеральный директор предприятия «Белгорхимпром»: «Такой проект является штучным товаром. И это хорошая реклама нашим специалистам, нашей науке и технологиям. Поступают предложения, которые мы будем рассматривать».

Для некоторых белорусских специалистов продолжительные командировки в Туркменистан закончатся, для других – это только начало работы. Согласно контракту, Беларусь будет сопровождать проект ещё три года, пока комбинат не выйдет на запланированную мощность добычи в миллион четыреста тысяч тонн удобрений в год.

Для Туркменистана собственный калий означает зарождение нового направления в химической промышленности, а также укрепление продовольственной безопасности. Но месторождение настолько богато, что большая часть продукта – экспорт. Наглядно это демонстрирует распределение поставок: грузовики отправляются вглубь страны, чтобы доставить удобрения аграриям, локомотивы идут за границу в Афганистан.

Гарлыкский горно-обогатительный комбинат для двух стран – это нечто большее, чем просто совместный проект, пусть и крупный (на миллиард долларов). По сути, это предприятие связало страны сотнями нитей: производственных, торговых, научных и образовательных. Ведь мы не просто спроектировали и построили завод, мы готовим кадры для его успешной работы, предлагаем проверенные торговые пути для совместной продажи удобрений, а также строительство других более продвинутых производств на основе этого гиганта.

Одно из предложений – наладить выпуск смешанных удобрений, которые на рынке котируются дороже обычных. Для Туркменистана, в недрах которого есть ещё и азот, это возможность оптимально использовать свои природные богатства. В целом страна за последние годы вложила в химическую отрасль четыре миллиарда долларов. Стратегическая цель – заместить простой экспорт природного газа (его стоимость значительно снизилась, что сказалось на наполнении бюджета страны), выпуском производных этого ресурса: аммиака, карбамида, технического углерода.

В развитии химической отрасли Беларуси также есть что предложить. «Гродно Азот», Мозырский и Новополоцкий нефтеперерабатывающие заводы – это советское наследие, которое постоянно модернизируется. Да и в целом, Беларусь, располагая мощным промышленным потенциалом, научными школами, уровнем образования, сделала ставку на развитие, обновление и технологический «апгрейд» того, что досталось от предыдущих поколений. И такое решение, по оценке Александра Лукашенко, сегодня приносит неплохие дивиденды.

Это означает, что белорусский экспортный портфель наполняют не только тракторы, грузовики, удобрения или нефтепродукты, но и качественные услуги, доход от которых с некоторыми странами ещё выше, чем по товарам. И Туркменистан, кстати, в этом списке. Тем самым Беларусь формирует и подтверждает свою деловую репутацию честного и надёжного партнёра, которому есть что предложить. И конечно, такой международный имидж дорогого стоит.

Подписывайтесь на нас в Telegram