Мировая сделка

Мирский замок совершил пока беспрецедентную сделку в истории страны. О том, что возвращено на века, рассказал корреспондент Александр Матяс.

Пять лет назад сотни тысяч белорусов и иностранцев с помощью интернет-голосования определили семь чудес нашей страны. Это Беловежская пуща, Будславский костёл, соседнее с ним озеро Нарочь, Софийский собор в Полоцке, Брестская, а также Бобруйская крепости. И один замок – Мирский. В Год культуры как раз таки в нём, можно сказать, повторилось чудо.

Это первый каталог серии «Коллекции музея «Замковый комплекс “Мир”». Его презентацию только готовят. На 12-й и 34-й страницах – портреты Радзивиллов: «из частной коллекции князя Константина Гогенлоэ». Информация уже устарела. На неделе Мирский замок совершил пока беспрецедентную сделку в истории страны. О том, что возвращено на века, рассказал корреспондент Александр Матяс.

На Север и на Восток огромного мира – шесть окон. Сквозь них – Портретный зал. Такой же, как в середине XVIII века при Михале Казимире и Анне Людвике – второй супруге Рыбоньки (прозвище князя с булавой гетмана – министра обороны наших земель). Эта пара – единственная «в рост» среди 18 живописных «персон» Радзивиллов, обретённых во славу белорусского Мира музеем замка.

Ольга Попко, директор музея «Замковый комплекс “Мир”»: «Есть и три работы XVIII века. Выделить их нам помогли наши коллеги, эксперты из Литвы. Подписаны в таком картуше и очень похожи на несвижские портреты в лавровом венке. То, что портреты имеют непосредственное отношение к владельцам Мирского замка, повышает ценность этой коллекции».

В историческом масштабе. О финансовой стороне сделки первый директор «Мира» отшучивается: самый большой счёт, который подписывала когда-либо. Это приобретение вообще не имеет аналогов за 25 лет нашей независимости: все раритеты – из семьи князей Гогенлоэ, хозяев замка в XIX веке, живущих сегодня в Германии.

Василий Черник, заместитель министра культуры Беларуси: «Вельмі добрая навіна для музейнай справы: тое, што належыць Беларусі, павінна быць тут, на тэрыторыі Беларусі. Нацыянальны мастацкі музей, Нацыянальны гістарычны музей, Замкавы комплекс “Мір”, Нясвіж, Полацкі запаведнік – яны павінны гэта адсочваць».

На след портретов миряне вышли в 2012 году. Обнаружить «парсуны» могли ещё 10 лет назад, когда отечественные архивариусы впервые получили доступ к фонду Радзивиллов в архиве немецкого города Кобленц. Однако не до того было. Пусть медленно, но верно шла реставрация объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО – бывшего филиала Национального художественного.

Надежда Усова, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: «Наша задача была оформлять именно это помещение, как интерьер-экспозицию. Поэтому поиски всех этих портретов не проводились. Для них и не было денег, скажем прямо. Очень хорошо, что сейчас замок обогащается экспонатами подлинными, что не надо уже писать копии».

В инвентаре замка за 1726 год впервые указаны 17 портретов. Столько же повторений из собраний Беларуси и Польши сделали в 2010 году к открытию возрождённого памятника архитектуры Президентом. Сегодня в фондах музея – 1710 оригинальных предметов. 18 последних зачастую по парам. К примеру, портрет Николая Старого (прожил 111 лет!) здесь рядом с ликом жены Софии.

Ольга Попко, директор музея «Замковый комплекс “Мир”»: «Неизвестно, где они были до 1877 года. В этот момент они уже появляются в инвентаре дворца Верки – это главная резиденция князей Витгенштейнов. В 1900 году дворец был продан, и портреты перевезли в Германию. На сегодняшний день четыре фамилии предполагаемых авторов нам известны».

Пока не завершены исследования, в этикетаже к 12 портретам «неизвестный художник». А где же ещё шесть персон? Они скрыты в запасниках. Троим не нашли места в Портретном зале. Остальным совет экспертов: висеть нельзя – осыплется. После более чем векового хранения в одном из тёмных коридоров не музейной части баварского замка Шиллингсфюрст.

София Шункевич, главный хранитель фондов музея «Замковый комплекс “Мир”»: «Сейчас мы ждём консультаций специалистов из Литвы, из реставрационного центра имени Гудинаса, и после этого будет принята программа их реставрации».

Впервые «генеалогию в лицах» белорусы увидели в мае 2014 года на выставке. Сразу на полгода. Затем аренду продлили. 17 месяцев директорат музея вёл переговоры с собственником портретов князем Константином Гогенлоэ-Шиллингсфюрстом. Побывав в Мире, аристократ сказал: «Поражён, как это выглядит здесь!». Наконец Минкульт Германии дал добро на перемещение историко-культурных ценностей.

Сергей Зуевский, заведующий юридическим отделом музея «Замковый комплекс “Мир”»: «Как с немецкой стороны, так и с белорусской стороны начался прорабатываться механизм вывоза с территории ФРГ этой коллекции, транзит её через страны Евросоюза, ввоза на территорию Республики Беларусь и таможенного оформления».

Вся операция купли-продажи совершена «по букве закона». Свою весомую роль сыграл тот факт, что раритеты уже «гостили» в Беларуси. Через аукцион могли и упустить, как, например, в 2008 году гравюру 1568 года – первую с видом Гродно. Тогда в Варшаве представителю главного музея Принеманонья просто не хватило наличности.

Василий Черник, заместитель министра культуры Беларуси: «Прыняты Кодэкс аб культуры нашай краіны. Мы зараз павінны ўносіць змяненні ў нарматыўна-прававыя акты, разгледзім гэтае пытанне, якое дае права нашым музеям набываць самім, без пасрэднікаў, тыя рэчы».

Вместе с портретами былых владельцев в само местечко Мир также вернулись старые названия. Теперь они рядом с современными. Например, улица Красноармейская (на которой стоит замок) в XIX веке – Несвижская, 76 вывесок – по инициативе и за счёт музея.

Исторические карты Мира – заметная находка этого Года культуры. Сегодня два чертежа (точнее, увеличенные копии из федерального архива в Кобленце) закреплены на ограде замка, реконструированного князем Сироткой, реставрированного Рыбонькой.

Ольга Попко, директор музея «Замковый комплекс “Мир”»: «Первоначально существовало 22 портрета. Удалось проследить судьбу 20 из них: два исчезли, один находится в коллекции Матея Радзивилла – он купил его несколько лет назад. И один портрет из этой коллекции остался у князя Константина».

Речь об изображении князя Януша. О котором, как, впрочем, обо всех Радзивиллах, говорили: «король без короны». Возвращать в Беларусь – задача преемника Ольги Попко. Директор музея избрана депутатом Палаты представителей. Впрочем, она намерена продолжить поиски во славу белорусского Мира.

Подписывайтесь на нас в Telegram