Меч вакидзаси в рамках выставки японской гравюры укиё-э показали в Минске

В Национальном художественном музее впервые оголили вакидзаси. Так называют традиционный короткий меч самураев.

В Национальном художественном музее впервые оголили вакидзаси. Так называют традиционный короткий меч самураев.

«Ударный» проект с артефактом XVIII века в главном арт-музее страны можно было наблюдать лишь несколько часов. Да и только тем, кто купил отдельный билет на выставку японской гравюры из собрания Эрмитажа.

Во всём мире – ни одного близнеца. Этот, как и другие, вакидзаси ковался под заказчика. Острый меч, которому лет 200, подписной. С начала нулевых – последней купли-продажи – основная загадка минского раритета: у рукояти по-японски то ли имя мастера, то ли изречение из классического «пути война».

Руслан Абрамович, куратор выставки «Эдо. Столица и эпоха. Японская гравюра укиё-э XVIII-XIXвеков»: «Если говорить о гарде, или, как японцы называют, "цуба", то это вообще отдельный предмет коллекционирования в XX веке. Дело в том, что самураи, согласно кодексу бусидо, не имели права носить украшения. Единственная возможность показать свой художественный вкус – это богато украшения цуба».

Над стальным клинком – элемент в полтора хвата ладони. Под оплёткой рукояти – кожа экзотического ската. Общая длина меча – 50 сантиметров, легко лёг в витрину. Носили вакидзаси (буквально «воткнутый сбоку») на поясе. Наглядный пример – из собрания Эрмитажа.

Гравюр укиё-э только две. Да и те редко покидают запасники. Печать в уголке – образец цензуры XIX века. Даже рисуя портрет самурая-современника, художник был обязан передать лишь общие черты лица. Мол, враг не дремлет.

Вдоль стен – 64 листа. Автор самых ярких – Утагава Куниёси. Триптих – часть его серии «47 верных самураев». В случае «потери лица» воин совершал самоубийство или харакири при помощи вакидзаси. На лекции о традициях страны Восходящего солнца замечены японцы. Такие «ударные» выходные здесь последние.

Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «У рамках двух юбілеяў, двух музеяў – 75-годдзя Нацыянальнага мастацкага і 250-годдзя Дзяржаўнага Эрмітажа – гэта вельмі знакавая выстаўка. І канешне, яна заканчвае наш год».

Теперь внимание: эрмитажные шедевры покинут Минск раньше срока, чем заявлено в афишах. Не 20, а 15 декабря – по техническим причинам. Их не разглашают. Соблюдая тем самым кодекс чести музеев.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
География:
Новости Минска