Кто предупреждён…

Один из пунктов Директивы №1 требует немедленного расторжения контрактов с работниками за распитие спиртных напитков в рабочее время, а с руководителями – за необеспечение должной трудовой дисциплины. Собственно, так эту Директиву чаще всего и вспоминают в народе. Но вообще-то документ этот более чем серьёзный.

Один из пунктов Директивы №1 требует немедленного расторжения контрактов с работниками за распитие спиртных напитков в рабочее время, а с руководителями – за необеспечение должной трудовой дисциплины. Собственно, так эту Директиву чаще всего и вспоминают в народе. Но вообще-то документ этот более чем серьёзный.

Он появился в 2004 году как вынужденная мера, призванная навести элементарный порядок и укрепить дисциплину в обществе. Пьянство, безответственность и халатность стали тогда причиной жертв, в том числе в школах и больницах. И вот на этой неделе были подведены некоторые итоги более чем десятилетней работы по наведению порядка.

Этому снимку 11 лет. Юные, веселые, беззаботные… Но до сих пор, всматриваясь в лица, Татьяна не может поверить, что жизнь её одноклассников оборвалась прямо на обычном уроке физкультуре.

Татьяна Шалавинская, учитель Краснопольской гимназии: «Наверное, инстинкт самосохранения. Надо бежать – и мы побежали. Кто-то крикнул: К стене!.. Мы до последнего, и ночь уже была, не знали, кто погиб, кто в больнице».

Трагедия в краснопольской школе унесла четыре жизни: погибли учитель и трое учеников. Леонид Сыромолотов, второй учитель физкультуры, в тот момент тоже был в зале. Говорит, выжил потому, что остался на другой стороне площадки.

Леонид Сыромолотов, учитель физкультуры Краснопольской гимназии: «Это произошло моментально: дети, которые были возле раздевалки, успели, а остальные – погибли. Крыша стала рушиться не с той стороны, а с этой, где мы стоим. Здесь лопнули балка и плиты, как домино. До конца урока оставалось 15 минут...»

С тех пор в школе особое отношение к безопасности – жизнь научила. По краснопольскому делу осудили восьмерых. Инженеров, прорабов, мастеров – кто строил и кто недосмотрел. Случай вопиющий, но если бы он был один! За три месяца до этого на Гродненщине загорелся Козловщинский интернат для душевнобольных. В огне погиб 31 пациент.

Могло ли не быть этих случаев? Конечно. Если бы тот, кому поручена безопасность людей, по-другому отнёсся к своим обязанностям. Трагедия в Краснополье стала последней каплей. Стало понятно: нужно предпринимать кардинальные меры. И весной 2004 года появилась Директива №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины». Директива – слово больше из военного лексикона. По сути, это приказ для всех и он обязателен к исполнению. Даже если в стране нет никакого намёка на войну. Нет – разгильдяйству, бесхозяйственности, халатности, пьянству. Да – порядку, дисциплине и самоконтролю.

Директива работает 11 лет. Достаточное время, чтобы оценить эффективность на самых простых примерах. Например, работа. В 2004 году травмы на производстве получили 5 с половиной тысяч человек, 248 погибли. А вот цифры за прошлый год – совсем другая картина. (1 833 и 107). Дорога: десять лет назад в стране ежедневно фиксировали 21 аварию (а это тоже чья-то безответственность), в которых гибли пять человек. Сегодня за день – 12 ДТП и только двое погибших. Итак, можно праздновать победу? Но это вряд ли. За те же десять лет жизнь подготовила новые вызовы и угрозы обществу. Пить стали меньше за рулём, но не в быту. Уже никого не удивишь «спайсами». Да и на производстве, и в огне, и воде по-прежнему гибнут люди.

Вступительное слово Президента на совещании по вопросам Директивы №1 в этот четверг было лаконичным и… жёстким. Нужен порядок и дисциплина. На работе, улице, в быту – везде. Простые вопросы чиновникам: что ещё можно и нужно сделать для того, чтобы люди перестали гибнуть от внешних факторов?

Инициатив много: от увеличения количества камер видеонаблюдения (практика показала, что они дисциплинируют людей) до ужесточения ответственности. И для руководителей и для подчинённых. В ближайшее время министерства и ведомства внесут конкретные предложения.

Марианна Щёткина, министр труда и социальной защиты Беларуси: «Нельзя относиться формально. Изменилась обстановка. Тот же производственный травматизм – это всего 3% от всех внешних причин. 9 тысяч людей ушли из жизни из-за утопления, убийств, пьяных ДТП».

Так называемые пьяные аварии – пожалуй, самые жестокие. Никогда не знаешь, чем закончится твоя поездка. Но повод для оптимизма всё-таки есть – за последние десять лет таких ДТП стало меньше на более чем на треть. Многих пугают конфискация транспорта и серьёзные штрафы. Но испугались-то не все – в прошлом году 529 человек всё равно сели за руль под градусом и лишили кого-то жизни. Как бороться с ними? Эксперты убеждены: только кнут.

К сожалению, то ли в силу ментальности, то ли ещё по какой-то причине, мы вспоминаем про собственную безопасность, только когда клюнет тот самый «жареный петух». Парадокс: государство заботится о нашем здоровье и жизни иногда больше, чем мы сами. Горячим головам, конечно, будущее ужесточение норм вряд ли понравится, но стоит ли ждать того самого случая, чтобы научиться на всю жизнь?

Ольга Басаримова, житель г. п. Краснополье: «Конечно, это отразилось на моей жизни, я очень чувствительный человек. Эта трагедия, когда ушли из жизни одноклассники».

И личная, и общественная безопасность – это всегда актуально. Ведь там, где дисциплина хромает, где есть безответственность, никогда не будет элементарного порядка. А значит, и результатов – как экономических, так и социальных. И если кто-то об этом забывает – ему напомнят, с помощью обновлённой Директивы №1. Её максимально «приблизят к жизни». Потому что иначе нельзя: жизнь – одна.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram