​В понедельник в Вильнюсе открылась выставка фотографий с видами Беларуси и Литвы второй половины XIX века. Их автор немец Йохан Хикса давно известен и почитаем соседями, но несправедливо долго был забыт у нас. После Вильнюса фотографии увидят в городе Любань на юге Минщины – там, где правили князья Витгенштейны.

В понедельник в Вильнюсе открылась выставка фотографий с видами Беларуси и Литвы второй половины XIX века. Их автор немец Йохан Хикса давно известен и почитаем соседями, но несправедливо долго был забыт у нас.

Образцы искусства светописи, ранее неизвестные, обнаружили сотрудники музея «Замковый комплекс «Мир». После Вильнюса фотографии увидят в городе Любань на юге Минщины – там, где правили князья Витгенштейны. Представители этой по-прежнему влиятельной семьи стали почётными гостями вернисажа. О старых кадрах и новых общеевропейских проектах – Александр Матяс.

На севере Вильнюса, недалеко от «Akropolisа» (этой «торговой Мекки» для тысяч белорусов), есть парк Вяркяй (Верки – в нашей традиции). Тут, по легенде, в начале XIV века жил верховный жрец древней Литвы. Лиздейко – прародитель династии Радзивиллов – и посоветовал великому князю Гедимину основать город, уже веками объединяющий народы от Балтийского до Чёрного морей.

Иоланта Радзюнене, заведующая отделом дирекции Региональных парков Павильню и Вяркю (Литва): «Вяркяй были местом обрядов. По всей Литве один-два-три-четыре находили, а здесь только в одной местности – семь!».

Языческие камни-жертвенники вмурованы в кладку галереи под Вяркяйским дворцом. С 1840-х это здание в стиле классицизм – часть пейзажа Вильно-Вильнюса. «Сам замок и парк совершенно английские» – писал 165 лет назад немецкий князь Хлодвиг Гогенлоэ, чья супруга Мария Витгенштейн владела 170 имениями, расположенными на территории нынешней Беларуси и одним в современной Литве.

Ольга Попко, директор музея «Замковый комплекс «Мир»: «Деревянные строения в Налибоках и Буде – даже фундаментов не осталось. Тем не менее, фотографии оставили память. Открывается огромная палитра аристократической культуры на наших землях – не только Верки и Мирский замок».

Чёрно-белая экспозиция, показанная в Осиповичах, Слуцке и Смоленске, наконец, в Вяркяй – некогда столице своеобразной «империи» Витгенштейнов (миллион гектаров, как-никак). Снимки конца XIX столетия кандидат исторических наук Ольга Попко обнаружила у потомков княгини Марии, живущих в Баварии. Сегодня с двух ретро-фотоальбомов сделаны электронные копии.

Ромас Яроцкис, заместитель министра культуры Литвы: «Такие проекты, которые основаны на нашем общем наследии, нашей общей истории, они, естественно, помогают и “предлагают” нам даже пути, по которым мы должны идти».

Из замка на Рейне сразу в Беларусь, а затем с левого берега Вилии на правый берег литовского Нериса, впервые прибыл праправнук создателя резиденции, прославленной поэтами и художниками. Так благодаря серии рисунков Василия Садовникова 1846 года его Светлость легко ориентировался на местности. Стены Рыцарского зала сегодня, как при Витгенштейнах  почти.

Князь Александр Витгенштейн (Германия): «Столько слышали от родителей о жизни в Верках. Так что, это было, как возвращение домой. Мы приехали и узнали эту комнату, и эту, и эту... В замке Сайн в Германии у нас много семейных портретов. Портрет принцессы Леониллы Витгенштейн – огромная картина (три метра!). Думаю, он висел здесь».

Винцас Буда, директор Института ботаники Академии наук Литвы: «Стараемся не закрывать дворец, а быть открытыми для общества. Но, конечно, содержать дворец тоже нужны деньги. Поэтому, когда проходят мероприятия, мы собираем какие-то налоги».

Академический Институт ботаники под старыми сводами – с 1959-го. Кстати, дом у семьи не отбирали. Он был продан Витгенштейнами на заре революционного XX века. Тогда покинул эти «пенаты» и Йохан Хикса, чьими глазами сегодня мы смотрим на дворянскую охоту в белорусских пущах зимой 1889-1890 годов. Всего 40 фотографий – в Зелёном и Синем залах дворца Вяркяй.

Первые опыты со «светом» и «тенью» Хикса выполнил ещё в 1876 году в Париже. Здесь, в Верках, у него была собственная лаборатория в Домике управляющего, который сегодня называют «Домиком фотографа». В Национальном музее Литвы сохранилось три альбома придворного мастера Витгенштейнов.

Ряд фотографий (точнее, их цифровые реплики), переданы музеем Мирского замка безвозмездно новым партнёрам. С дирекцией Региональных парков Павильню и Вяркю (самых маленьких в Литве), белорусы намерены реализовать совместный проект по воссозданию «зелёных зон», связанных с фамилией, до сих пор влияющей на ход европейской истории.

Игорь Ложечник, учёный секретарь музея «Замковый комплекс «Мир»: «“Князья Витгенштейны, как одни из владельцев Мирского замка в XIX столетии” – эта коллективная монография выйдет в начале следующего года. Объём текста уже есть, иллюстрации подобраны».

Cтараниями отечественных учёных фонды Исторического архива Литвы пополнили копии одиннадцати дел. Документы имеют прямое отношение к прошлому Верок. Тут находилась, по сути, первая в Великом княжестве «открытая» (то есть общедоступная) коллекция с полотнами да Винчи, Рембрандта, Рубенса. А в межвоенном Вильно славился Белорусский музей, большая часть собрания которого после ликвидации в 1945-м осталась в ближайшей к нам сегодня столице страны Евросоюза.

Рамоюс Крауелис, глава Департамента архивов Литвы: «Наверное, в следующем году будет совместная выставка. Наши коллеги из Центрального архива едут на следующей неделе в Минск и будут обсуждать варианты».

В 30 километрах от Вильнюса, по старой Картофельной дороге  Ужутракис (за Троками – в нашей традиции). До 1939 года – собственность Тышкевичей (из тех самых, графов на Логойске). Неудивительно, что в XXI веке это поместье оказалось с усадьбой Залесье под Сморгонью в одной трансграничной культурной программе. На грант Евросоюза в «дворянских гнёздах» Литвы и Беларуси восстановили облик музыкальных салонов, где вновь звучит полонез Огинского.

Гинтарас Абаравичус, директор Тракайского исторического национального парка (Литва): «Думаю, белорусам надо быть немножко смелее, думать не только о проекте как конечном результате – делать новое, потому что культура никогда не кончается».

Парк в Ужутракисе сейчас ищет напарника в Беларуси. А по мотивам вернисажа в Вяркяй хотят сделать фотоальбом. Его издание пропишут в совместном проекте дирекции вильнюсских парков и Мирского замка. Заявка в тематическую программу Евросоюза будет оформлена до конца этого Года культуры, которая веками объединяет народы от Балтийского до Чёрного морей. И не только.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс