Историк составляет карту падения самолётов во время Великой Отечественной

​Карту падения самолётов во время Великой Отечественной составляет военный историк Дмитрий Киенко из Минска. С помощью артефактов и архивов он восстанавливает не только историю воздушных боёв, но и имена лётчиков, погибших на территории Беларуси.

Карту падения самолётов во время Великой Отечественной составляет военный историк Дмитрий Киенко из Минска. С помощью артефактов и архивов он восстанавливает не только историю воздушных боёв, но и имена лётчиков, погибших на территории Беларуси.

Дмитрий уже 15 лет по крупицам воспроизводит историю Великой Отечественной. В руках держит деталь от парашюта пилота. Выяснить, когда произошло падение и при каких обстоятельствах, и есть задача историка. Целые самолёты находят редко. Но даже маленький элемент может заполнить большое белое пятно неизвестных страниц первых дней войны.

Дмитрий Киенко, руководитель группы военной истории «Рубон»: «Первые 20-25 лет после войны местное население вообще не интересовал вопрос сбитых самолётов. Они собирались и вывозились на переплавку. Терялись фамилии, терялись номера двигателей, судьбы лётчиков».

Ещё студентом Дмитрий собрал поисковую группу и связался с зарубежными архивами. Иногда только с их помощью можно узнать, кто был за штурвалом и что стало причиной крушения. Известно, что в первый день войны СССР потерял 1200 самолётов. Две трети упали на белорусскую землю. А многие сбитые лётчики считались пропавшими без вести.

Дмитрий Киенко, руководитель группы военной истории «Рубон»: «Мы находим место падения самолётов. Ребята из России помогают с документами. Либо получается наоборот. Они находят место, а мы опрашиваем местных жителей и восстанавливаем судьбы лётчиков».

Сегодня с документами (часто засекреченными) помогают не только коллеги из России, но и из Польши, Украины и даже Великобритании. Этими данными белорусские поисковики готовы делиться и с историками. Или даже спорить. Например, о количестве воздушных таранов.

Борис Константинов, историк: «Никогда за всю войну не было такого количества таранов. За первый день войны было совершено 19 таранов. Никогда больше такого не было. Первый таран был совершён в небе Беларуси буквально через полчаса после начала войны».

Всего поисковая группа под руководством Дмитрия Киенко уже отметила на карте 41 точку, в том числе крушения семи немецких самолётов. Правда, по их сведениям, ни один из них не был протаранен. Пока это информация только по Гродненской области. Здесь в начале войны располагались авиационные базы. Сегодня лётчикам 127-го истребительного полка посвящён памятник в деревне Каменка Щучинского района. На нём девять имён. Здесь постоянно живые цветы, а в преддверии Дня Независимости отдать дань памяти приходят ветераны. Николай Викентьевич вспоминает, что в 1941 году соседний аэродром Лесище хотели закрыть на ремонт, но поднять в воздух самолёты так и не успели.

Сейчас поисковой группе «Рубон» известны 160 мест гибели пилотов времён войны. В ближайшие годы, уверен Дмитрий, они восстановят истории ещё около 500 воздушных боёв, а тогда и составят карту всей страны, чтобы таким образом увековечить память каждого подвига.

Подробности – в видеосюжете

Подписывайтесь на нас в Telegram