Те, кто учился в советских вузах, при словах производительность труда обычно вспоминают знаменитую ленинскую статью «Великий почин». Через два года после революции вождь обозначил ясную экономическую позицию, цитирую: «Производительность труда, это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя». То есть, по Ленину, победить должен был тот строй, который обеспечит более высокую производительность труда. И если бы такой прагматический подход сохранился, то, возможно, победил бы социализм.
Не вдаваясь в бесконечные споры о недостатках и преимуществах социализма, отмечу очевидное. Мне, равно, как и миллионам тех, кто вырос в Советском Союзе, государство, как минимум, предоставило бесплатное образование: начальное, среднее и высшее. Была выстроена система, которую даже классовые враги, такие, как директор американского ФБР Гувер, называли «пугающе эффективной».
Неудивительно поэтому, что наш разговор с министром образования Беларуси Игорем Карпенко начался с того, как произошедшая сто лет назад Октябрьская революция повлияла на интеллектуальную структуру общества.
– Если говорить, что собой представляет царская Россия и территория Беларуси, которая входила в состав царской России (в качестве северо-западного края). Есть сегодня архивные данные, цифры. Например, по переписи 1897 года в Гродненской губернии только 29 процентов населения относилось к категории грамотных. Грамотное население – это богатые сословия, духовенство, дворянство и так далее. Рабочие и крестьяне почти не имели доступа к образованию. 0,14 процента – имело высшее образование (причём мужского пола, всего одна женщина) по всей губернии. То есть политика советской власти положила конец сословному расслоению и доступу к образованию. И когда мы говорим об образовании в Беларуси, то говорим о доступности. И вот отбор талантливых детей не должен превращаться в бизнес. Здесь должны создать равные условия, об этом мы говорим на педагогическим совете.
Подробности – в видеоинформации
Подписывайтесь на нас в Telegram