Интеграция интеграций

Глобальных, высокотехнологичных экономик на планете Земля, по большому счёту, три – США, Евросоюз и Китай. Можно назвать множество условий, которым должна соответствовать глобальная экономика, но есть самое простое, арифметическое. Поскольку население Земли – более 7 миллиардов человек, то экономика, претендующая на статус мировой, должна иметь выход на не менее чем двухмиллиардный рынок. Так вот, у стран, руководители которых собрались на уходящей неделе в Уфе, на всех чуть менее 3,5 миллиардов человек. Хороший потенциал для развития, не правда ли?

Глобальных, высокотехнологичных экономик на планете Земля, по большому счёту, три – США, Евросоюз и Китай. Можно назвать множество условий, которым должна соответствовать глобальная экономика, но есть самое простое, арифметическое. Поскольку население Земли – более 7 миллиардов человек, то экономика, претендующая на статус мировой, должна иметь выход на не менее чем двухмиллиардный рынок. Так вот, у стран, руководители которых собрались на уходящей неделе в Уфе, на всех чуть менее 3,5 миллиардов человек. Хороший потенциал для развития, не правда ли?

Организаторы саммита БРИКС (так называют неформальное объединение стран с развивающейся экономикой – Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки), который плавно перешёл в саммит ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), предоставили всем приглашённым руководителям уникальную возможность на личных встречах обсудить перспективы сотрудничества в самых разных областях. И нужно признать, что возможность эта была реализована. Каждый, кто прибыл в Уфу, получил то, что хотел.

Кстати, и оценки состоявшихся переговоров тоже были на любой вкус. Если в России наблюдатели наперебой возвещали о начале новой эры многополярности в международных отношениях, эры без доминанты Соединённых Штатов, то в самих США не упускали возможности предположить, что и БРИКС и ШОС возникли и существуют, главным образом, потому что нужны Китаю.

Оставим это на совести комментаторов, а для себя заметим, что у каждого государства свои задачи. Беларусь, например, в отличие от Китая, не претендует на глобальное лидерство. Но структура нашего производства такова, что собственного рынка нам недостаточно. Именно поэтому, но не только поэтому, Президент Беларуси находился на этой неделе в Уфе.

Ни дождь, ни штормовой ветер, ни геополитическая обстановка в мире, не смогли остановить самолёты, каждый из которых принято назвать борт номер 1. В Уфу прилетели лидеры государств, за которыми половина населения планеты. Символика Беларуси среди флагов 16-ти государств, принимавших участие в саммитах. Одним из первых на этот представительный форум был приглашён белорусский президент.

У трапа самолёта Александра Лукашенко встречает непосредственный хозяин саммита – президент Башкортостана Рустэм Хамитов. Эта богатая нефтью российская автономная республика усиленно готовилась к масштабному форуму несколько лет, потратив немало средств на новые дороги, гостиницы и реконструкцию «Конгресс-холла», где и проходило знаковое событие, напоминание о котором в Уфе буквально на каждом шагу. Впрочем, из кортежей глав государств без особого труда можно было рассмотреть и весомое присутствие здесь Беларуси.

Среди тысяч билбордов, напоминающих о саммитах, не теряются и пёстрые вывески со словами «Беларусь» и «белорусский». Качественные товары лучшая реклама для любого государства.

Местным жителям давно по вкусу и белорусские продукты, и обувь, и одежда.

Лариса Егошина, продавец-консультант магазина «Белорусский трикотаж», г. Уфа: «Платья берут, и блузочки, и юбочки – качество хорошее, у нас любят белорусский трикотаж».

Впрочем, основной торговый оборот – более полумиллиарда долларов – с этим регионом дают башкирская нефть и белорусская сельхозтехника.

Игорь Петришенко, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России: «Это и зерноуборочные комбайны, у нас здесь создано четыре сборочных производства, которые активно работают не только на рынке Башкортостана, но и всего Приволжского Федерального округа. У нас исторически ещё во времена Столыпина многие белорусы сюда были выселены, и вот их потомки чтят традиции Беларуси, пропагандируют нашу страну и помогают развивать и экономические, и образовательные, и культурные отношения».

То, как Беларусь продвигает свои интересы в глобальном масштабе, в эти дни могли видеть и слышать не только представители белорусской диаспоры. Новости из Уфы в режиме нон-стоп разносились без преувеличения по всему миру. К саммитам вокруг «Конгресс-холла» построили настоящий медиагород.

Это только один из многих пресс-центров. Всего к основному дню форума в УФУ приехали 1700 аккредитованных журналистов из разных уголков планеты. Даже из США и стран Евросоюза, которые не участвовали в саммитах.

Страны БРИКС, а это Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика, вместе с Шанхайской организацией сотрудничества, куда, помимо России, Китая и Индии, входят ещё пять азиатских стран, а Беларусь теперь является наблюдателем, производят почти треть мирового ВВП, потому решения, которые они принимают, влияют на всю мировую политику и экономику. Но это не значит, подчёркивают участники, что государства БРИКС и ШОС строят некий противоборствующий лагерь, наподобие канувшего в историю Варшавского договора. Лидеры стран, собравшиеся в Уфе, вовсе не отказываются от сотрудничества и тесных связей с США и с ЕС, но в своих интеграционных объединениях сосредоточены на собственных интересах, а не приоритетах Вашингтона или Брюсселя. И в таком контексте Беларусь рассматривают как надёжный мост между Востоком и Западом.

Беларусь в процентном соотношении населения и территории, конечно, не в лидерах среди участников форума, зато, учитывая стратегическое положение и политическое, республика не уступает по своему значению мировым грандам. Влиятельные политики не могли обойти и украинский военный конфликт. Пути его решения ведут в Беларусь. Участники саммита настаивают на соблюдении сторонами конфликта всех пунктов минских соглашений. Это отражено и в Уфимских декларациях. Официальный Минск готов внести свой вклад и в реализацию взаимовыгодных экономических проектов.

Владимир Макей, министр иностранных дел Беларуси: «Мы не можем выжить в одиночку. Мы просто обязаны участвовать в различного рода региональных интеграционных процессах. Мы активно участвуем в рамках Евразийского экономического союза, но мы видим, как активно развиваются и другие объединения: ШОС, БРИКС и другие. Сейчас 2/3 всей мировой торговли проходит именно через региональные интеграционные объединения».

Страны БРИКС создали совместный банк с начальным капиталом 100 миллиардов долларов. Деньги пойдут на поддержку экономик государств и инвестиции. Один из последних совместных проектов – экономический пояс Шёлкового пути, который пролегает через Беларусь. Ключевой участник новой финансовой структуры – Китай – уже вместе с Беларусью создает индустриальный парк под Минском. Статус наблюдателя ШОС и доступ к переговорной площадке БРИКС позволяет Беларуси рассчитывать и на участие в других глобальных проектах, и на развитие торговых отношений.

Василий Матюшевский, первый заместитель премьер-министра Беларуси: «Мы как относительно небольшая, открытая экономика, безусловно заинтересованы в продвижение своего экспорта. Вопрос экспорта – ключевой. Поэтому площадка многоформатных отношений она создаёт и возможность для серьёзной двусторонней повестки».

Белорусская делегация провела в Уфе настоящий марафон президентских встреч. Несмотря на интенсивный график Президента России, председательствующей в БРИКС и ШОС, Александр Лукашенко и Владимир Путин успели обсудить текущие проблемы Евразийского экономического союза и двусторонних отношений.

Но если с российским коллегой Президент Беларуси общается довольно часто, то встречи с другими мировыми лидерами можно назвать историческими.

Дилма Русеф. Первая женщина-президент в истории Бразилии. 4 года назад многие прочили ей недолгую политическую жизнь, но сегодня она в списке самых влиятельных политиков мира. Президент Беларуси был в Бразилии 5 лет назад, и тот визит дал серьёзный импульс двустороннему товарообороту. Oн вырос на четверть даже в прошлом безрадостном для экспорта году, приблизившись к миллиарду долларов. Причём львиная доля именно белорусский экспорт, основные товары, калийные удобрения и шины. Дилма Русеф согласилась с предложением создать в Беларуси региональный центр технической поддержки бразильских самолётов «Эмбраер». В свою очередь в этой двухсотмиллионной стране должен появиться производственный кластер по выпуску белорусской сельскохозяйственной техники, грузовиков и самосвалов. Президент Беларуси пригласил бразильскую коллегу в Минск, и она это приглашение с удовольствием приняла.

Афганистан – ещё одна страна, где белорусские предприятия могут получить крупный рынок сбыта. В прошлом году товарооборот не дотянул и до 6 миллионов долларов. Но уже к середине нынешнего вырос почти вдвое. В основе белорусского экспорта нефтепродукты, тракторы, автомобили и обувь. После череды военных конфликтов Афганистан активно восстанавливает экономику и привлекает международные финансы, а Беларусь усиленно продвигает свои интересы в Южной Азии. В мае этого года белорусский Президент впервые в истории посетил Пакистан, и уже тогда было заявлено об экономических планах в соседнем Афганистане.

В Монголию Беларусь продаёт широчайший ассортимент товаров. От самосвалов, вагонов и лифтов до нефтепродуктов, запчастей и продовольствия. Вот только сумма товарооборота очень далека от потенциала. В прошлом году экспорт просел на 80%. Стоит задача не только нарастить продажи, но и перейти к совместным проектам.

Ещё с одним азиатским государством – Ираном – Беларусь давно связывают тесные политические и экономические отношения. Белорусский Президент дважды посещал эту Исламскую Республику, дважды Президент Ирана был в Беларуси. В товарообороте, превысившем в прошлом году 106 миллионов долларов, доминирует белорусский экспорт: грузовики, металлопродукция, шины, газетная бумага, подшипники. Иран мог бы покупать гораздо больше, но международные санкции из-за ядерной программы привели к дефициту иностранной валюты в Исламской Республике. Эта преграда может исчезнуть уже в ближайшие дни. На переговорах в Вене политики предварительно договорились об отмене санкций, и вскоре одно из крупнейших нефтедобывающих государств мира может стать ещё и серьёзным инвестором.

Особенность договорённостей между странами причастными к влиятельным БРИКС и ШОС в том, что к совместным проектам можно подключить мощнейший потенциал этих интеграционных объединений: огромные финансовые потоки, запасы полезных ископаемых и почти безграничный рынок сбыта. И хотя исторический саммит завершился, кропотливая работа будет продолжена уже без вспышек фотокамер. Дипломатам, чиновникам, производственникам ещё предстоит воплотить договорённости на высшем уровне. Финансисты и экономисты подсчитают потенциальную выгоду с конкретным количеством нулей.

Что же касается государственного имиджа, от которого зависит и политика, и экономика, то вес белорусского слова снова вырос – умноженное на голоса других участников влиятельнейших организаций, оно, без преувеличений и натяжек, оказывает влияние на расстановку сил в мире.


В студии «Контуров» – политолог Сергей Кизима.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram