На минувшей неделе Президент в ходе поездки в Брестскую область обозначил самую актуальную на сегодня проблему любой отрасли экономики, будь то лёгкая промышленность или сельское хозяйство. Главная проблема – управление. Руководители и специалисты. Если будет хороший руководитель, пару тройку крепких специалистов, хозяйство будет возрождаться. Если оного нет, не поможет ни техника, ни деньги, ни зарплата – этого хозяйства не будет.
Это в полной мере можно отнести и к финансам, коль мы столько времени этой теме уделили. Об эффективном руководстве Президент говорил 28 августа, когда посетил агрокомплекс «Беловежский». Применительно к сельскому хозяйству, было решено, что упор будет сделан на дисциплину и кадры.
К счастью, толковые руководители, равно как и классные исполнители, в Беларуси не перевелись. Есть у нас отрасль, которая, несмотря на финансовые потрясения, на склад не работает. Ко Дню шахтёра – специальный репортаж из Солигорска.
Что такое День шахтёра, знает лишь тот, кто хоть раз побывал в забое. Так говорят в Солигорске – городе, который 57 лет назад вырос вокруг флагмана белорусской промышленности – «Беларуськалия». Для большинства непосвящённых людей забой выглядит так – красиво, красочно, впечатляюще. Но съёмочная группа ОНТ настояла на том, чтобы побывать в самом пекле шахтёрского труда.
Полукилометровый спуск в «клетке», который кажется бесконечным, сменяется получасовым заездом в лабиринте подземных дорог. 10 километров от ствола, и это далеко не всё. Дальше – только пешком. С каждым шагом стены сужаются, а каменный потолок заставляет быстро учиться одновременно смотреть и под ноги, и над головой. Очень скоро приходится ползти на четвереньках. В такой момент перестаёшь понимать тех, кто не любит добираться до офиса с пересадками: такой путь проделывает каждая горнопроходческая бригада.
Неподготовленному человеку очень легко понять, что такое быть настоящим шахтёром. Даже чтобы добраться до места будущей работы, пришлось изрядно попотеть. К тому же съёмочной группе ОНТ очень повезло: она находилась на самой глубокой точке этого рудника, а над ней был почти километр земли. Именно здесь, в полуметре от ревущего комбайна, который крошит горную породу, понимаешь суть этой профессии (см. видео – прим. ред.).
Генерал этого рудного карьера – Владимир Колосов. На «Беларуськалий» пришёл в 1984 году, в забой рискнул спуститься не сразу: всё же работа для отца двух дочерей опасная. Говорит, природа не любит пустот и стремится их заполнить. Поэтому каждой смене желают удачи: без неё даже в век высоких технологий не обойтись. На работу не жалуется, но мысли бросить всё и найти ремесло наверху, иногда всё же приходят.
Владимир Колосов, машинист горно-выемочных машин предприятия «Беларуськалий»: «Да вот, бывает такое, всякое бывает в жизни… Но в основном так ничего, люди привычные. Молодёжь приходит, старается, набирается опыта. Будем работать дальше».
Заполненный конвейер, работающий со скоростью до 600 тонн в час, – гордость каждого шахтёра. Ведь простых участков не бывает. Разломы и завалы – дело обычное, приходится принимать нестандартные решения и брать ответственность, в том числе за свою жизнь. Иногда подводит и техника, но под землёй искать виноватых не принято.
Юрий Петровский, начальник рудника 4-го рудоуправления предприятия «Беларуськалий»: «Эффективной добыче может мешать только одно – отсутствие спроса. Вот и всё. Всё остальное мы преодолеваем. Наша задача – выдавать руду. И мы её выдаём».
Но в июле 2013 года успешность компании перестала зависеть от трудолюбия под землёй. Скандальный выход «Уралкалия» из состава Белорусской калийной компании оставил солигорских партнёров без ключевых рынков сбыта. Полгода шахтёры работали в неполном режиме: тот объём, который добывали раньше, было просто некому продавать.
Спустя год экспорт вернулся на привычный уровень, а 2015 год шахтёры и вовсе называют самым сложным. Ведь в чём-то кризис даже пошёл на пользу: теперь «Беларуськалий» рассчитывает только на свои силы. Все рудники не просто вернулись к привычному графику, но и выдают рекордные объёмы. И главное – удалось сохранить коллектив.
Андрей Струневский, председатель профсоюзного комитета предприятия «Беларуськалий»: «Люди держатся за свою работу, особенно молодёжь, которая приходит. Она гордится тем, что работает в забое».
Повод для гордости – и высокое качество. В мае «Беларуськалий» получил международную платиновую премию: эксперты признали белорусскую соль идеальной, поэтому цена на неё не падает. При этом мощность предприятия – до 13 миллионов тонн удобрений в год – это седьмая часть всего мирового производства. К тому же для каждой страны предприятие делает нужные именно ей калийные гранулы: только стандартных – более 30 видов. А разработка месторождений, по самым скромным прогнозам, может вестись до 2122 года. Именно поэтому не удивляет размах праздника в «калийном сердце» белорусской экономики.
День шахтёра здесь совпадает с Днём города. Это вообще традиция всех шахтёрских населённых пунктов бывшего СССР – совмещать два праздника. Ведь в том же Солигорске так или иначе связаны с «Беларуськалием» около 20 тысяч человек – это почти половина всего трудоспособного населения.
Торжества начались ещё в начале недели, но кульминация – в последние выходные лета. Белорусские и зарубежные артисты, ярмарки, спортивные соревнования и дискотеки и тысячи людей, которые знают, что такое быть шахтёром. Ведь в этой профессии каждый генерал когда-то был солдатом.
Иван Головатый, генеральный директор предприятия «Беларуськалий»: «Да, действительно, я работал в низкой лаве. Выемная мощность была 1.05. Приходилось перемещаться на четвереньках, чтобы управлять очистным комбайном, чтобы крюк передвигать».
Именно поэтому руководителю крупнейшего предприятия страны и простому труженику всегда есть что обсудить. И есть повод пожать друг другу руку: у шахтёров это действительно знак уважения и доверия.
Всё же главное сегодня, говорит Владимир Колосов, провести побольше времени с супругой. Пройтись по центральной площади города и вспомнить, как всё начиналось. Ведь сейчас дочери выросли и разъехались, а она всё так же ждёт его с каждой смены. И так и не привыкла за много лет, что сворачивать горы – это его работа.
Но праздник – только сегодня. Завтра он вернётся туда, где пот, пыль и вся соль шахтёрской работы. Потому что если не он – значит, никто. Потому что надо. Потому что есть такая профессия – калийную руду добывать.
Подписывайтесь на нас в Telegram