Культура не знает провинции – этот тезис подтверждён 10-летним опытом работы галереи в Крупках, одном из малых городов Минщины.
2 апреля арт-пространству присвоено имя художника Бориса Аракчеева. Он родился под Ярославлем, в Великую Отечественную сражался за Беларусь, а после войны остался служить нашему искусству.
Ровно четыре века, 40 лет – и сегодня Крупки на «перекрёстке культур». Тут, например, бывал сатирик Денис Фонвизин. Автор «Недоросля» описал в мемуарах здешние пейзажи, а написал просторы маслом тоже русский по национальности, ставший белорусом по духу. С этого Дня единения народов имя Бориса Аракчеева за галереей.
Оксана Аракчеева, художник: «Я нашла много его записок. Там какие-то слова для себя уточнял. И так интересно, что он даже мог по-белорусски говорить больше, чем моя мама, которая родом из Беларуси. Недалеко от Крупок Новолукомль строился, он стоял у истоков стройки. Он рисовал людей-тружеников».
Аракчеев считался мастером «сурового стиля». Художник – ровесник этого течения в живописи. Его заметили в 1959 году, отправив дипломные «Этапы…» сразу на Всесоюзную выставку. Сегодня – персональная экспозиция в крае, который своими берёзовыми рощами напоминал при жизни уже классику родную Ярославщину.
Владимир Масленников, художник, заведующий кафедрой живописи Белорусской академии искусств: «Борис Аракчеев – разный художник. Он на пленэре работал в одной манере. В мастерской он же писал и тематические картины, портреты. Очень любил, особенно в 70-е годы, фактуру такую делать. Деревья у него объёмные были. Вплоть до сантиметра грузил краски».
13 холстов мэтра (из них четыре подарены 2 апреля) – в коллекции именной галереи. Однако цифра этого вернисажа «140» – суммировали 88 лет Аракчеева и 52 года дочери, известной портретами не только отца. Под Крупками, кстати, родился Адам Богданович – папа Песняра белорусского Возрождения.
Дом Святских, до сих пор говорят, мол, построен на кремлёвские деньги. То самое золото Наполеона, вывезенное из Москвы в 1812 году. Сразу думали, что здесь будет галерея. Но, как всегда, оказалось «но»…
Самый известный в Крупках памятник эпохи модерн сейчас занимают районные отделы, инспекции, управления. Искусство сегодня выше, на третьем этаже. Эта мансарда Центра культуры, словно парижская, откуда вышел Шагал.
Татьяна Бондарь, научный сотрудник художественной галереи им. Бориса Аракчеева (г. Крупки): «За дзесяць гадоў, можна сказаць, што ёсць у нас пастаянныя наведвальнікі. Вельмі прыемна, калі прыходзяць сем’ямі. Сутыкненне двух культур, безумоўна».
На почти 60 квадратных метрах встречались не только белорусы, украинцы, русские. К слову, большинство ныне художников Крупщины рождены в России. Но запомнят их, как и Аракчеева, всё-таки мотивами «Земли под белыми крыльями».
Подписывайтесь на нас в Telegram