Одной из стран, куда Беларусь может поставлять свою продукцию, может стать Туркменистан. Причём речь не только о сельском хозяйстве – Минск помогает Ашхабаду не только с модернизацией агросектора, но и по многим другим направлениям. В конце недели из большого делового турне по этой центрально-азиатской стране вернулась белорусская делегация во главе со спикером Совета Республики Михаилом Мясниковичем.

Одной из стран, куда Беларусь может поставлять свою продукцию, может стать Туркменистан. Причём речь не только о сельском хозяйстве – Минск помогает Ашхабаду не только с модернизацией агросектора, но и по многим другим направлениям. В конце недели из большого делового турне по этой центрально-азиатской стране вернулась белорусская делегация во главе со спикером Совета Республики Михаилом Мясниковичем.

Два десятилетия спустя обретения независимости бывшими советскими республиками есть вещи, которые не меняются и объединяют туркмен и белорусов. У продуктовой витрины Белорусско-туркменского торгового дома, что в центре Ашхабада, покупатели есть всегда.

Впрочем, торгуют здесь не только продуктами, представлена одежда, мебель. А во время визита белорусской делегации договорились об отмене НДС для 45 видов товаров, которые продаются через торговую сеть: от косметики до шин. Кроме того, фактически открыт новый сегмент на местном рынке – спрос на продукцию деревообработки, к примеру, ламинат, можно сказать, гарантирован. Это шанс для обновлённых белорусских предприятий с приставкой «древ».

Стройматериалы действительно разбирают как горячие пирожки. Ведь Ашхабад сегодня активно строится. Советские «хрущёвки» практически исчезли. На их месте выросли ослепительно белые высотки, облицованные мрамором, которые могут выдержать землетрясение в 9 баллов. Метраж в таких квартирах, их называют «элитки», начинается со 180 метров – это, по местным меркам, приличная «двушка».

В строительстве, а также коммунальном и сельском хозяйстве большое подспорье оказывают белорусские грузовики, самосвалы, тракторы. Это наш главный экспортный продукт. В последнее время Туркменистан заказывал технику крупными партиями в тысячи единиц. А в прошлом году госзакупки прекратил. И теперь восстановление товарооборота – одна из ключевых целей приезда в Ашхабад вице-премьера Анатолия Калинина.

Белорусскую делегацию, кстати, возглавляет не вице-премьер, а глава Совета Республики. Михаил Мясникович в новой должности, но по-прежнему в статусе высшего должностного лица страны, по плану, утверждённому двумя президентами – Александром Лукашенко и Гурбангулы Бердымухамедовым, продолжает курировать сотрудничество с Туркменистаном. Сейчас на этом месте строят сервисный центр (обещают – лучший в Туркменистане), где будут продавать и обслуживать не только МАЗы, но и технику других белорусских брендов.

Эрнест Алексеев, глава компании по поставке белорусской техники в Туркменистан: «Слева шоу-рум для выставки новых моделей. Внизу обучение. Склад 3000 метров готов принять всех белорусских производителей. Мы планируем, что наш белорусский торговый дом тоже будет здесь базироваться. Под него – спецбокс с морозильными установками под молочную продукцию».

С транспортом, уже железнодорожным, связано ещё одно перспективное соглашение. Туркменистан вместе с Казахстаном и Ираном недавно завершил большой проект – президенты запустили железнодорожную магистраль «Север – Юг», которая пересекает три страны. Беларуси этот проект интересен не только потому, что через Россию железная дорога идёт и к нам. Дело в том, что иранские тоннели слишком узкие и не пропускают стандартные грузовые вагоны. Беларусь может решить проблему, сделав специальные цистерны и минераловозы, которые Ашхабад готов купить. Также белорусские железнодорожники предлагают построить в Туркменистане крупное вагоноремонтное депо.

У Беларуси и Туркменистана есть свой символ сотрудничества. В нём нет блеска и роскоши, присущих современному Ашхабаду, но масштаб позволяет говорить о «проекте века» для обеих стран. Речь о строительстве Гарлыкского горно-обогатительного комбината, который находится в сотнях километров на восток отсюда – рядом со знаменитыми Каракумами.

С высоты птичьего полёта будущий комбинат как на ладони. Половина проекта уже готова, из миллиарда освоено 570 миллионов долларов. По сути, это будет аналог солигорского «Беларуськалия». Предприятие после ввода в строй позволит добывать до полутора миллионов тонн удобрений в год.

Проходчик Дмитрий Арменюк свою машину ласково называет кормильцем. С пневмопогрузчиком прошёл не один километр под землёй. Сегодня участвует в самом крупном зарубежном проекте в истории суверенной Беларуси.

Исправлять приходится вертикальный ствол, то есть будущую шахту, куда просачивается вода из подземных источников. Белорусские специалисты решили применить специальную методику – замораживать породу, а уж после «вгрызаться» в неё. Так что лёд в раскалённой степи не фантастика, а технология.

Работы на стройплощадке идут по графику, запуск комбината через два года. О том, как Минск и Ашхабад будут продолжать сотрудничество, шла речь на переговорах председателя Совета Республики с главой Туркменистана. Гурбангулы Бердымухамедов отметил важность предстоящего визита в Ашхабад Александра Лукашенко. Не секрет, что два президента придерживаются правила – ежегодно инспектировать исполнение проектов. Разумеется, особое внимание при этом уделяется Гарлыкскому комбинату. О том, почему его строят именно белорусские специалисты, Михаил Мясникович рассказал ОНТ по пути в Минск, прямо на борту самолёта.

Партнёрство между Минском и Ашхабадом будет укрепляться за счёт новых связей: в науке, кооперации, промышленности, финансах. Ведь неспроста на переговорах не раз звучала восточная мудрость: чем больше нитей, тем крепче верёвка.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram