Хай-дайвинг в Беларуси: профессиональный спорт или хобби?

27-29 февраля 2016 года три бесстрашных спортсмена представляли нашу страну на Кубке мира по хай-дайвингу в Абу-Даби (ОАЭ). Что заставляет ныряльщиков рисковать собственной жизнью и как развит данный вид спорта в нашей стране, узнала корреспондент ONT.BY.

Умопомрачительная высота, три секунды свободного полёта в воздухе и вход в воду со скоростью почти 100 км/ч. То, что кажется полным безумием, называется хай-дайвинг. Мало кто в Беларуси слышал о таком виде спорта, а уж тем более знает, что среди этих сумасшедших прыгунов есть и белорусы. 27-29 февраля 2016 года три бесстрашных спортсмена представляли нашу страну на Кубке мира по хай-дайвингу в Абу-Даби (ОАЭ). Что заставляет ныряльщиков рисковать собственной жизнью и как развит данный вид спорта в нашей стране, узнала корреспондент ONT.BY.

Хай-дайвинг – прыжки в воду с экстремальных высот. В отличие от клифф-дайвинга, когда спортсмены прыгают со скал, утёсов и обрывов, хай-дайвинг – это прыжки со специально возведённых конструкций определённой высоты: 27 метров для мужчин и 20 – для женщин. Спортсмены на глазах у восхищённых зрителей и внимательных судей выполняют головокружительные трюки в полёте.

Истоки хай-дайвинга лежат в далёком XVIII веке. На острове Мауи (Гавайские острова) прыжки в воду были испытаниями для воинов. Лучшим считался тот, кто прыгал с максимальной высоты и с минимальным количеством брызг.

Настоящая популярность к экстремальным прыжкам в воду пришла лишь в 2009 году, когда компания Red Bull GmbH организовала Мировую серию клифф-дайвинга. Лучшие атлеты мира совершают серию прыжков на этапах ежегодного сезона Мировой серии. А уже в 2013-м этот вид спорта впервые был включён в программу чемпионата мира по водным видам спорта, прошедшего в Барселоне.

В хай-дайвинг белорус Виктор Масловский, как и большинство других спортсменов, пришёл из классических прыжков в воду. Несколько лет парень входил в резервный состав основной сборной Беларуси. Не видя перспектив в профессиональном спорте, поступил в технологический университет и, ещё будучи студентом, начал работать с французской компанией – организатором шоу в парках развлечений. С которой, к слову, работает до сих пор, выступая в среднем по три месяца в год.

Виктор Масловский, хай-дайвер: «Прыжок с высоты в таком шоу что-то вроде кульминации представления. Ты стоишь на маленькой платформе, внизу бассейн – 2,7 метра глубиной и 10 метров в диаметре – и нужно туда нырнуть. Поначалу было и страшно, и больно, ведь в классических прыжках максимальная высота – 10 метров. Постепенно привыкаешь… Когда прыгаешь с такой высоты по несколько раз в день, уже не боишься».

20 метров – высота семиэтажного дома – парню стало этого мало. Хотелось покорить новые высоты. А почему бы не представить свою страну на международном турнире и сразиться с лучшими? И Виктор решил подать заявку на участие в Кубке мира по хай-дайвингу: на соревнованиях мужчины прыгают с высоты 27 метров, женщины – с 20-ти. Организаторам турнира необходимо было отправить видео своих прыжков. А так как в Минске конструкций такой высоты нет, парень специально ездил в Австрию в известный парк экстремальных видов спорта Arena 47.

Виктор Масловский, хай-дайвер: «Когда в Австрии первый раз прыгнул с 27-ми, было очень больно! Я сам удивился. Казалось бы, разница всего 7 метров по сравнению с высотой на шоу!.. Прыгнул первый раз, прыгнул второй – и больше не хотелось. Ни физически, ни морально».

Но эти «болезненные» для Виктора прыжки были не зря – на Кубок мира его утвердили, как и двух других белорусов – Яну Нестерову и Андрея Микова.

Программу выступлений ребята разрабатывали самостоятельно: Яна готовила три прыжка, парни – по пять. Отдельные элементы прыжка Виктор тренировал в бассейне минского Дворца водного спорта – прыгал с обычной 10-метровой вышки. Которые потом – на выступлении в Абу-Даби – складывал воедино, как пазл. Готовил тело физически, тренировал технику, настраивался морально.

27-29 февраля в Абу-Даби три отважных белоруса прыгали вместе с такими прославленными хай-дайверами, как Гэри Хант, Орландо Дуке, Артём Сильченко, Стив Лобу, Джонатан Паредес. 23-летний Виктор, к слову, был самым юным участником соревнований.

Виктор Масловский, хай-дайвер: «Тут важна техника, важен опыт. И всё же самое главное – голова. Необходимо максимально сконцентрироваться на том, что и как ты будешь делать... Я смотрел вниз, и мне было страшно! Ну, а что делать? Заявил прыжок – надо прыгать!»

В воду хай-дайверам необходимо входить «солдатиком». Малейшая погрешность – и организм получает сильнейший удар от водной глади. Законы физики: когда ноги уже погружаются в воду, верхняя часть тела продолжает разгоняться, отсюда – необходимость максимально напрягать все мышцы тела. Внизу прыгуна страхует бригада водолазов. Однако даже они не спасут атлета, если тот, допустив ошибку во вращении, не успеет войти в воду ногами. А неудачный вход в воду при прыжке с 27 метров всё равно что упасть на асфальт с пятого этажа.

Виктор Масловский, хай-дайвер: «Восторг, адреналин… Когда ты прыгнул, эмоции переполняют тебя. Показал знак дайверам, что всё хорошо. Вышел, ребятам “пятухи” подавал. А потом уже смотришь на оценки, начинаешь анализировать прыжок».

На Кубке мира в Абу-Даби водолазам приходилось работать не один раз. Помогали выбраться на поверхность в том числе и Виктору. К счастью, парень быстро пришёл в себя.

Виктор Масловский, хай-дайвер: «В голове я делал этот прыжок на 10 баллов! Я сам толком не понял, что произошло… До прыжка консультировался с болгарским хай-дайвером Тодором Спасовым – он выполнял точно такой же. Не хватило опыта…»

И вот ещё одна интересная особенность этого вида спорта. Несмотря на жесточайшую конкуренцию, «летающие» атлеты очень тепло относятся друг к другу. Хай-дайверы помогают настроиться на прыжок, более опытные дают советы менее опытным. Подобные отношения понятны: каждый из них, поднимаясь на вышку, рискуют жизнью – в такой ситуации пожелание неудачи другому участнику крайне неуместно.

В итоге такой «дружеской борьбы» Яна Нестерова заняла пятое место среди десяти претенденток. Виктор стал 19-м, а Андрей – 21-м из 26 лучших хай-дайверов со всего мира. Впечатляющие результаты, учитывая, что как таковой школы хай-дайвинга в Беларуси нет: есть тренера по классическим прыжкам в воду, бассейн с 10-метровой вышкой и страсть к погружениям с огромной высоты.

Министерство спорта Беларуси лишь недавно внесло хай-дайвинг в реестр видов спорта – после того как Яна Нестерова завоевала третье место на ЧМ-2015 в Казани. И всё же про этот вид спорта в нашей стране практически не говорят. А ведь Яна, Виктор и Андрей – не единственные белорусы, прыгающие с безумной высоты в воду и выполняющие при этом головокружительные пируэты, винты и сальто. Некоторые спортсмены – также в прошлом классические прыгуны – работают в различных шоу-программах по всему миру и не видят смысла в участии в международных турнирах: стабильного дохода это не приносит, а поддержка таким спортсменам, как правило, не оказывается. Совмещать же и работу в шоу, и выступления на международных турнирах очень сложно. И всё же некоторым удаётся…

Виктор Масловский, хай-дайвер: «Хотелось бы, чтобы помогли с организацией места, где можно тренироваться. Для этого ведь нужно-то всего – водоём и верхотура на 20-27 метров. А дальше мы сами, своими силами!»

Помимо спорта, Виктор профессионально занимается программированием, изучает английский и французский языки. Всё же своё будущее парень связывает исключительно с хай-дайвингом.

Виктор Масловский, хай-дайвер: «Планирую участвовать на чемпионате мира в Будапеште в 2016 году. Уже готовлюсь к следующему Кубку, разрабатываю программу. Тут важно не останавливаться: поставил цель – добивайся её! По-другому никак!»

И если есть в Беларуси те, кто готов рисковать собственной жизнью и представлять нашу страну на международных соревнованиях, может, стоить обратить больше внимания поддержке таких спортсменов? Тем более что популярность хай-дайвинга с каждым годом растёт, и, возможно, в 2020 году он может появиться в программе Олимпийских игр.

Виктор Масловский, хай-дайвер: «Там, на высоте, ты понимаешь, что ты и только ты контролируешь своё тело, свои мысли, всё, что вокруг тебя. Главное – максимально сконцентрироваться на прыжке. Это здорово – делать то, что делает далеко не каждый. На глазах у многотысячной публики. Это риск, которого хочется снова и снова…»

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Надежда Вербило