Экономические, политические и культурные итоги 2016 года

​Предлагаем вспомнить, чем отметился и чем нам с вами запомнится уходящий 2016 год.

Предлагаем вспомнить, чем отметился и чем нам с вами запомнится уходящий 2016 год.

Флаг «Славянского базара» впервые поднят над Летним амфитеатром, великий тенор Пласидо Доминго восхищён музеем в Несвиже, белорусские иконы выставлены в музее Эль-Греко в Испании, а в Минске подписали Кодекс о культуре – ни в одной из стран СНГ такого документа нет. Уходящий Год культуры своё название оправдал на все сто. Впрочем, это был и год, где культурный подход нужен был в каждой сфере.

Год политический рванул с места в карьер – в феврале Европейский союз снял практически все санкции с Беларуси. 10 лет список запретов и ограничений то рос, то сокращался, отношения Минска и Брюсселя проходили несколько витков замораживания и потепления. И вот закончилась целая эпоха, жирной точкой стали минские договорённости по украинскому конфликту. И тут же активизировались контакты на высшем уровне, инвестиционные потоки из Европы стали чаще «приплывать» в Беларусь, а граждане перешли в режим ожидания послабления визового режима. Глубинные перемены очертил на Всебелорусском собрании Александр Лукашенко. Пять приоритетов на пять лет – инвестиции, занятость, экспорт, информатизация и ставка на молодёжь.

Работу над этим уже начали, причём с новым составом законодательной власти. В сентябре белорусы выбирали депутатов. 485 претендентов на 110 мест в Палате представителей и высокая явка в 74%. Инцидентов не было, но были сюрпризы: мандат получили два кандидата от оппозиции. Это подогрело интерес к новому созыву, и слова Лидии Ермошиной (мол, не все сумели воспользоваться поддержкой своих партий) стали ещё более весомыми.

Лидия Ермошина, кстати, вновь назначена главой Центризбиркома. На этом посту самая узнаваемая женщина Беларуси уже 20 лет. Но политический процесс в 2016-м был не без косвенных инноваций. Эти выборы прошли под звон суверенных монет. Деноминация, конечно, дело техническое, но были у скептиков опасения, мол, и доллар вырастет, и цены. Однако никаких внутренних денежных шоков уходящий год не принёс, и новые деньги быстро стали привычными.

Но для экономической стабильности правительству всё же приходилось принимать непопулярные меры. 2016-й запомнится апрельским решением увеличить пенсионный возраст на три года. Мотив простой: без реформ уже через несколько лет на 100 работающих белорусов будет 83 пенсионера, и до соотношения «один к одному» рукой подать. Сценарий был выбран мягкий: каждый год пенсионный возраст повышается на шесть месяцев, и в итоге мужчины будут уходить на заслуженный отдых в 63 года, женщины – в 58 лет. Но это лишь через шесть лет.

Кстати, по мнению экспертов, команда Кобякова сработала без малого идеально. Снизилась ставка рефинансирования, замедлилась инфляция, а машиностроение даже вышло в плюс. И показатель качества работы – премьер и его замы сохранили портфели. Но заседания Совмина всё же будут лишены женской мудрости. Хотя перевод Натальи Кочановой на должность главы Администрации Президента стоит рассматривать как повышение, а приход на вакантное место экс-главы Минздрава Василия Жарко – как выбор в пользу лучшего кандидата.

Экономика экспортоориентированной Беларуси в уходящем году при всей стойкости работы правительства была в напряжении. По большому счёту, причин две. Первая – отношения с Россией. О том, что ничего хорошего Минск и Москва не сделали, а в переговорах немало негатива, говорил и Президент. Это же наверняка не раз на кухне обсуждали и обычные люди: запутанная история с долгом или его отсутствием на газ, снижение поставок нефти, запрет на транзит иностранных граждан в Россию через Беларусь и просто «Россельхознадзор» – всё это нужно будет решать уже в 2017-м.

Вторая причина – работа с Международным валютным фондом, который вроде как готов помочь финансами, но выдвигает несколько неприятных требований: не повышать зарплату, а «коммуналку» поднять резко, продать госсобственность и не кредитовать сельхозпредприятия. В таких условиях, когда помощь почувствуют не те, кому она нужна, а те, кто уже живёт неплохо и будет жить ещё лучше, кредит от МФВ и условия возврата напоминают корову из одного известного мультфильма.

Поэтому в 2016-м продолжилась диверсификация экспорта, на новый уровень вышло сотрудничество со странами «дальней дуги», и всё чаще Беларусь пытается рассчитывать на свои силы. Начали с энергетики – мы продолжили строить свою атомную станцию. А вот сил на главный спортивный старт четырёхлетия не хватило: медалей на Олимпиаде было немного. Поэтому защищаться должны научиться не только игроки сборных по футболу и хоккею, но и функционеры – так думали гребцы, которые якобы из-за допинга смотрели Олимпиаду по телевизору. Но 2016 год и здесь стал годом инвестиций: мы праздновали появление сразу трёх наследников «спортивных престолов»: отцом стал Александр Глеб, мамами – Дарья Домрачева и Виктория Азаренко. «Наша Даша», кстати, уже вернулась в сборную, и так просто Хрустальный глобус не отдаст.

Среди популярных запросов белорусов в поисковых системах два спортфорума: Евро по футболу и чемпионат мира по хоккею. Хотя в лидерах – российские сериалы, «Славянский базар», «Мисс Беларусь» и голливудские фильмы-комиксы. А покупкой года в Байнете стал запрос «Купить квартиру в Минске», то есть не так уж плохо мы живём. 

Тысячи белорусов в феврале стали счастливыми – ДиКаприо всё-таки дали «Оскар». А саундтреком 2016-го и вовсе стала философская композиция о том, что для настоящего счастья много не нужно.

Но искали не только мы – искали и нас. Мы снова пытались потушить конфликт на Донбассе и провели одновременную трансплантацию сердца и лёгких. Мы поднимали над головой российский флаг там, где больше это никто не отважился сделать, и поднимали флаг белорусский над всем человечеством. Мы по всему миру одели владельцев смартфонов в наши маски, наши самолёты теперь с васильками, наш полумарафон – самый красочный в мире, «Полонез» теперь – не только танец, но и мощная система залпового огня, а бананы в наших магазинах полюбили даже скорпионы. В декабре мы вообще показали и шведам, и бельгийцу, что такое настоящий трюк.

Может, мы не стали за этот год богаче, но точно стали душевнее. Вспомнить хотя бы то, как мы «раздевались и работали», как всё чаще на улице можно встретить «вышиванку», как добрее и внимательнее стали люди друг к другу и как героизм становится чертой характера белорусов.

В новогоднюю ночь оптимист будет говорить, что бокал с шампанским наполовину полон, пессимист – что наполовину пуст, но реалист знает: был бы бокал, а сколько туда налить шампанского – решает он сам. И 2016-й стал годом, когда мы меньше стали надеяться на чудо и всё чаще стали делать чудеса сами. И у нас получается.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Игорь Тур
Операторы:
Дмитрий Буй