Эта пятница войдёт в историю белорусского автомобилестроения. Сегодня под Борисовом открыли завод «БелДжи». Суперсовременное производство, а также первые машины, только сошедшие с конвейера, оценил Президент.
Но Александр Лукашенко отметил, что запуск предприятия – это лишь начало. Автомобили (под брендом «Сделано в Беларуси») должны покорить и внутренний, и внешние рынки – даже в условиях сегодняшней конкуренции. Но главное – всё же сочетание цена-качество-сервис и доступность для белорусов.
Таковы первые отзывы блогеров о новом кроссовере Geely NL-3. Вооружённые нехитрой камерой, а то и просто телефоном, выражающие мнение парней с соседнего двора, они стали в один ряд со средствами массовой информации. Автоблогер – сегодня это и журнал «За рулём», и передача «Главная дорога» в одном лице. Миллионы просмотров это подтверждают.
Наконец-то дождались. Это будет флагман нового завода, который вскоре отправится покорять дороги Евразийского союза. Новой модели – новое название Atlas. Кратко, звучно и хорошо запоминается. Машина будет выпускаться в красном, белом, чёрном и серебристом облачении. Стиль – строгий, где-то академичный. Что, впрочем, и это конструкторы подчёркивают особо, не мешает быть современным.
За разработку модели отвечал известный британский дизайнер Питер Хорбери. В автомобильных кругах о нём говорят: человек, который превратил квадратные чемоданы Volvo в изящные автомобили. Так и здесь, Atlas образно демонстрирует стремительность гепарда в движении и его изящество в состоянии покоя.
Питер Хорбери, шеф-дизайнер, вице-президент компании Geely Automobile Holding Limited: «Модель автомобиля Atlas разработана в соответствии со своим названием, именем греческого Бога, который является символом мощи и силы, которому было поручено держать небо. Мы хотели создать автомобиль, который был бы способен преодолевать суровую зиму и жаркое лето, сохраняя своё элегантное самообладание».
У Atlas есть и младший брат – Geely Emgrand X7 призван конкурировать с популярными корейскими кроссоверами за счёт соотношения цена-качество. И наконец, Emgrand 7, седан, который претендует на статус народного в Беларуси. Последние две модели пока дорабатывают в Китае и начнут выпускать в начале следующего года.
С покупкой легкового подразделения Volvo китайский концерн подтянул не только дизайн (он выполнен в лучших европейских традициях), но и начинку автомобилей. Например, этот представительский седан (пока вне борисовского конвейера), но при должном спросе вполне может дополнить модельный ряд и стать штатной машиной управленцев и топ-менеджеров.
Завод полного цикла построили всего за два с половиной года. Цена – около 300 миллионов долларов, всего в производственном комплексе 60 объектов. Это первый зарубежный проект Geely такого уровня за рубежом. Вот кульминация и итог работы тысяч людей – запуск производственной линии. Завод-автомат приходит в движение, стартует серийное производство.
Кто-то вспомнит, что предыдущий завод в Борисове – это была проба сил в виде крупноузловой сборки. Но здесь совершенно другой уровень, буквально и образно, на смену отвертке пришли автоматика. Работа 26 роботов сварочного цеха напоминает танец огня и металла.
Для Александра Лукашенко сегодня провели подробную экскурсию по цехам: сварки, сборки автомобилей. Например, «женитьба» – ключевой в автомобилестроении процесс соединения шасси и кузова по-прежнему выполняют люди, но под пристальным контролем автоматики.
Виртуальным стало посещение цеха покраски, там должна быть стерильная чистота. Это один из самых сложных и многослойных процессов, где также необходим тонкий расчёт: важно расстояние, траектория и интенсивность нанесения покрытия.
Уже до конца года завод (по расчётам) выпустит 1700 машин, но потенциал куда выше.
Дмитрий Петрович, заместитель начальника цеха сборки: «Конвейер может выпускать 120 автомобилей в смену, один автомобиль в четыре минуты».
В годовом исчислении речь о 60 тысячах машин, на этот уровень намерены выйти к 2021 году. Но и это не предел. Если рынок благосклонен (а кризисы не вечны), можно мощности удвоить. Вся инфраструктура создана с учётом такого сценария.
Ещё один принципиальный вопрос: насколько эти машины белорусские? В правительстве отвечают: пока на треть, должны быть наполовину. Требование Евразийского экономического союза – локализация минимум 50 процентов. Только при этом машины получат «зелёный свет» для продаж в странах ЕАЭС.
Из категории «местные» в Geely будут: шины, выхлопная система, сиденья, колёсные диски, передний и задний мост, двигатель, аккумулятор.
Александр Лукашенко не раз отмечал: создать в Беларуси полноценное производство легковых автомобилей – его мечта. Ведь в стране есть школа, традиции и технологии создания грузовых машин. Созвездие брендов: МАЗ, БелАЗ, Амкодор и Минский завод колёсных тягачей – это подтверждает. Так почему же не сделать ещё один шаг? Да, было непросто, но в итоге всё получилось.
Выйти на рынок автомобилестроения в одиночку и не прогореть – задача архисложная. В дуэте это сделать гораздо легче. Беларусь заручилась поддержкой китайских партнёров, где автопром сегодня развивается не просто стремительно, а молниеносно, пытаясь догнать мировых лидеров. И где-то сегодня уже обходит. Что касается новых машин, в салонах они появятся в ноябре. За флагман Atlas попросят 17,5 – 18 тысяч долларов, это дешевле, чем другие машины подобного класса.
Для белорусов правительство уже готовит комплексную программу стимулирования спроса: это и рассрочка, и лизинг, и бесплатное Каско, и даже частичная оплата стоимости автомобиля.
Благодаря этому, автомобили Geely должны понравиться белорусам, но задача куда масштабнее – покорить евразийские просторы с разным климатом и дорогами. И сочетание цена-качество-сервис должны быть на высоте везде: от Бреста до Владивостока.
Подробности – в видеосюжете
Подписывайтесь на нас в Telegram