До конца недели заявление Трампа о предстоящей ракетной атаке многие считали не иначе, как только сугубо информационным оружием. Действительность оказалась другой.
​Хайли лайкли

До конца недели заявление Трампа о предстоящей ракетной атаке многие считали не иначе, как только сугубо информационным оружием. Действительность оказалась другой. В ночь с пятницы на субботу США, Великобритания и Франция за полтора часа выпустили по территории Сирии 103 крылатые ракеты класса «воздух-земля». И пусть большую часть сумели отразить сирийские ПВО, есть разрушения и пострадавшие. 

Ещё и сегодня нет полной ясности по поводу результатов бомбардировок Сирии, которые имели место в ночь с пятницы 13 на субботу. Штаты сообщают о 105 выпущенных ракетах, не считая некоторого количества французских и британских. Все цели, как будто, поражены. Российские военные говорят о 103 ракетах, из которых 71 была уничтожена сирийскими системами ПВО. При этом, действительно, есть фото, где военные Асада попирают ногами именно сбитые, а не детонировавшие ракеты. В любом случае, вся разрушительная мощь гнева и ненависти цивилизованного мира обрушилась на заброшенные бункеры: официальный Дамаск ещё четыре года тому назад уничтожил или позволил вывезти представителям международного сообщества всё своё наличное химическое оружие. Что касается французских ракет, то их уже двое суток сообща ищет вся парижская пресса, но пока так и не нашла. Остаётся загадкой: куда же они всё-таки долетели? В отношении к сирийским бомбардировкам планета предсказуемо разделилась. Нет, всё же не вполне предсказуемо: вот неожиданный твит Дональда Трампа.

Этот душераздирающий крик исторгнут сердцем Трампа пять лет назад. Сейчас и президент в Штатах другой, и мнение его насчёт Сирии переменилось.

В Пентагоне сообщили, что ударами по сирийским правительственным силам американцы продолжают свою войну с ИГИЛ.

Нацлидеры Британии и Франции также объявили о справедливости и юридической оправданности атак: примечательно, что во всех этих странах ширятся протесты – ведь ни Лондон, ни Париж, ни Вашингтон не получали санкции своих собственных парламентов на военную акцию в Сирии. Не говоря уже о санкции ООН, чем вполне справедливо возмущаются в противоположном лагере.

Белорусский МИД ракетные удары по Сирии решительно осудил.

Президент Трамп успел заявить, что своих целей американцы достигли. Это, похоже, означает, что ракетных ударов по Дамаску в ближайшем будущем не ожидается. К тому же известно, что американцы через турецких военных сообщили русским, а те – сирийцам, о месте и времени нанесения ударов. Ещё и поэтому жертв не было, если не считать троих раненных.

Угроза американских ракетных ударов по Сирии возникла довольно давно, лет пять тому назад. Наблюдая, как прирастает территория, подконтрольная президенту Асаду, как отступают всякие «свободные армии» и скукоживаются ими занимаемые анклавы, обобщённый Запад снова и снова объявлял о неизбежности бомбардировок. Иногда удары даже наносились: по сирийской армии, по иранским и ливанским добровольцам, по объектам армейской инфраструктуры – вроде атаки на аэропорт Эш-Шайрат в апреле 2017. О возможной провокации с химическим оружием неделю тому назад предупреждал Владимир Путин. И вот она случилась: российский министр иностранных дел Лавров даже прямо обвинил англичан в организации этой акции «под чужим флагом». Есть шанс, что историей этой займутся эксперты Организации по запрещению химического оружия, которые с пятницы находятся в Дамаске: сирийцы обещают показать им две химлаборатории, которые нашлись в отвоёванной у боевиков Восточной Гуте.

Созванный Совбез ООН накануне не принял резолюцию, предложенную Россией, осуждающую агрессию в отношении Дамаска. «За» (кроме России) высказались Боливия и Китай. Сегодня в Нью-Йорке должны начать рассмотрение нового варианта резолюции, предложенной США, Францией и Великобританией. Примет ли его Совбез – неизвестно.

Судя по всему, уверяют независимые эксперты, нынешняя эскалация была вызвана не только военно-стратегическими причинами, а информационным конфликтом политических репутаций: когда сопернику не хотели отдавать ни пяди газетной площади, ни минуты телеэфира, ни секунды восторженных аплодисментов толпы. Выходом могла быть только настоящая война, либо война договорная – по счастью, пока выбрали второй вариант. Но обстановка остаётся напряжённой. И самым уязвимым является именно мирное население. По официальным данным, в Сирии сейчас находятся до 50 граждан Беларуси. В основном – это женщины, которые замужем за сирийцами. Пока за помощью никто не обращался. Но посольство Беларуси в Дамаске готово её оказать.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Олег Романов
География:
Сирия