Дожить до рассвета

Корреспондент Александр Матяс выяснил, каким временем суток эксперты определяют состояние отечественного кинематографа. Но начать он намерен с самого громкого киноскандала этой недели.

В субботу, 17 декабря, страна отметила День белорусского кино. Отметила без особого пафоса. Это при том, что в Год культуры профессиональный праздник совпал сразу с двумя знаковыми юбилеями: 90 лет назад вышла в прокат «Лесная быль» – официально первая отечественная картина. А в 1946 году впервые на экранах появилось название «Беларусьфильм». Между прочим, многие по-прежнему ставят знак равенства между понятиями Национальная киностудия и белорусское кино. Хотя это не совсем верно.

Приведём лишь один пример: на фестивале «Лістапад» в национальном конкурсе из 24 работ ни одна не была снята на «Беларусьфильме». Там до сих пор продолжается реконструкция, сроки окончания которой переносили минимум трижды. Так что для возвращения репутации главной кинобазы руководству студии придётся приложить немало усилий.

Корреспондент Александр Матяс выяснил, каким временем суток эксперты определяют состояние отечественного кинематографа. Но начать он намерен с самого громкого киноскандала этой недели.

Более 30 тысяч просмотров – и это только трейлер «Party-zan фильма» (не путаем название со старым прозвищем «Беларусьфильма»). Снятая частной компанией «убойная комедия» с 29 декабря в прокате – заявлена, но будет ли?

Андрей Курейчик, киносценарист, режиссёр: «Очень неравные условия: любая иностранная картина может получить это удостоверение в день премьеры, буквально за несколько часов. А мы, белорусы, должны за свой собственный фильм, месяц ходить».

Оказалось, что широко разрекламированная лента пока не прошла регистрацию в Минкульте. Здесь смотрели лишь «черновую» копию. «Чистовик» доставил в ведомство белорусский сценарист нашумевших первых российских «Ёлок» – с сумерками пятницы.

Игорь Сукманов, киновед, программный директор кинофестиваля «Лістапад»: «Ситуация немножко такую “шизофреническую” напоминает: мы не знаем, что мы хотим. Вопрос не о том, что это стоит пять копеек или тысячи долларов. С момента образования нашего государства кинематограф находился в такой абсолютной изоляции от окружающего мира».

В этот Год культуры государство выделило свыше 6 миллионов рублей – на отрасль в целом, а не только на «Беларусьфильм». Однако именно продукцию киностудии многие по привычке ассоциируют со всем национальным кино. Отечественной «фабрикой грёз» в 2016 году фактически завершён лишь боевик «Следы на воде», драму «Держись за облака» обещают следующим летом.

Ирина Белякова, начальник отдела по кинематографии Министерства культуры Беларуси: «В настоящее время киностудия имеет возможность осуществлять производство порядка пяти игровых фильмов, 10 анимационных. 2017-й – это последний год, который определён для завершения всех работ по реконструкции киностудии».

Модернизацией почти 10 лет объясняют почти полное отсутствие в прокате того, что сделано на «Беларусьфильме». Заглянем в новые павильоны. В первом на неделе шли съёмки рекламной компании одной коммерческой структуры с участием американского актёра Дольфа Лундгрена, во втором – декорации очередного сезона российского телесериала «Мухтар».

Игорь Поршнев, генеральный директор национальной киностудии «Беларусьфильм»: «Оказываем услуги, что позволяет хотя бы выходить на минимальную самоокупаемость. Два тысячных павильона – они заняты, расписаны до конца следующего года. Ещё три павильона стоят, к сожалению, в разобранном виде».

На логический вопрос «почему?» гендиректор ответил: «Думаем»– сдавать в аренду либо самим строиться». Сейчас к запуску готовят три фильма и молодёжный киноальманах «Мы» – в нём пять новелл. То есть есть «по чему»? Отсутствием материала те, чья задача «камера, мотор!», нередко объясняют, отчего не снимают. Сегодня им наконец-то парирует автор моно- и диалогов культовых «Белых рос».

Алексей Дударев, киносценарист, заслуженный деятель искусств Беларуси: «Віні – не віні, але не сцэнарысты прыдумалі, гэта "не фармат", гэта не будуць глядзець, экшн ці там яшчэ якія разумныя словы. Што мы, задраўшы штаны, бегаем за гэтым Галівудам. Спадзяюся, што рана ці позна сапраўдная літаратура спатрэбіцца, а цяпер – прыцемкі!»

Экранизация знаменитой повести «Необыкновенные приключения Арбузика и Бебешки» словно подтверждение поговорки: «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается». Само собой, по разным причинам. Премьеру ожидали под Рождество 2014 года, но тут до нашей экономики извне добрался кризис.

Александр Левенчук, директор частной кинокомпании: «У нас к кино подходят как к сталелитейному заводу, колбасному цеху или так к какому-то заборостроительному комбинату: ты должен все деньги потратить, сдать фильм в срок, не понимая, что технологии совершенно новые приходят».

Уже два года независимый продюсер занят перепиской с заказчиком «полного метра». Минкульт фильм не принял: мол, продукт просрочен, готовность 80%. Левенчук признаётся: из-за курса евро сменил литовских аниматоров (те самые 20%) на отечественных, увеличивать бюджет с миллиона 400 тысяч рублей не просил, нужно было лишь пару месяцев сверх даты в контракте. А получилось покупателю проще вообще заморозить сказку, нежели позже, но всё-таки представить её потребителю.

Наталья Романовская, заместитель директора кинотеатра «Беларусь» (г. Минск): «“Государственная граница” – первую неделю мы показывали по прейскуранту, а потом немножечко смягчили ценовую политику. Опять же, пытаясь привлечь этим зрителей. Люди улыбаются и покупают билеты на что-нибудь из американского, голливудского кино».

Как раз сейчас сразу в пяти кинотеатрах столицы, а затем и в регионах – первый белорусский фантастический детектив. «Разум» – с хорошей рекламой (констатируют эксперты), но отчего-то залы не собирает, как то же заокеанское фэнтези «Изгой I».

Александр Ефремов, кинорежиссёр, народный артист Беларуси: «В истории Беларуси столько необыкновенного, что к этому прошлому надо возвращаться и возвращаться. Это очень затратно. Так, может, стоит не разбрасываться, а подготовить какой-то проект».

Пока же мэтр отечественного кино не скрывает: зарабатывает на российских телесериалах. Не занят сегодня у нас и выдающийся режиссёр Вячеслав Никифоров. Он, говорят, заходил на «Беларусьфильм» с проектом – достойным, но не подъёмным по бюджету.

В толковых словарях «сумерки» – это интервал времени либо после заката, либо перед восходом солнца. Судя по прогнозам (причём и оптимистов, и пессимистов), отечественный кинематограф всё-таки «доживёт до рассвета», главное – определиться, что делать. Может, как во Франции, где за развитие самого массового и, пожалуй, самого коммерческого из искусств, отвечает отдельный частно-государственный Фонд.

Андрей Курейчик, киносценарист, режиссёр: «Мы поставили перед собой задачу производить кино здесь, чтобы деньги наших зрителей оставались в Беларуси, чтобы работали на белорусский кинематограф. Конечно, хотелось бы госдотаций, но мы готовы работать и без них, лишь бы не мешали».

Быть или не быть «Party-zan фильму» в прокате – скоро узнаем. Сделать это быстро Минкульт, по крайней мере, обещал создателям картины. Если да, то, по сути, впервые снятое в Беларуси попытается побороться за кассу в новогоднем прокате с той же российской комедией «Ёлки», уже пятой по счёту. Что же, посмотрим!

Подписывайтесь на нас в Telegram