​Дорожная карта

В Беларуси почти 87 тысяч километров дорог. Около 16 тысяч из них – республиканские, 71 тысяча – местные. Т

Каков транзитный потенциал белорусских дорог? Никакой романтики – только цифры.

В Беларуси почти 87 тысяч километров дорог. Около 16 тысяч из них – республиканские, 71 тысяча – местные. Территорию страны пересекают сразу два Европейских транспортных коридора: автомобильная дорога М1 (она же Е30) и М8 (она же Е95). Ответвление этого коридора – Гомель - Минск - Вильнюс - Клайпеда - Калининград. В прошлом году дорожники возвели и реконструировали более 150 километров дорог. В основном республиканских. Именно по ним идёт основной грузопоток, позволивший стране заработать в прошлом году почти миллиард долларов. В этом году цифра будет явно больше.

Картина более чем живописная, но как насчёт местных дорог, по которым ездят в первую очередь жители страны, которые обеспечивают транспортные связи 23 тысяч населённых пунктов. Так вот их тоже забывать не намерены. Более того, судя по всему, как раз сейчас идёт стратегическое переосмысление, как сделать наши местные дороги по-настоящему современными. Ещё весной Александр Лукашенко сосредоточил на этом внимание профильных ведомств.

И вот на этой неделе в пятницу Президент направляется в Слуцкий район. Местная дорожная карта – в репортаже Игоря Тура.

272 километра до Гродно, одна из лучших дорог в стране. При этом М6 – трасса второй категории, но уже в следующем году стандарты станут европейскими: ширина проезжей части, например, увеличится до семи метров. Качество дорог на неделе обсуждали на республиканском семинаре в Слуцком районе. Говорили и о перспективах, и о проблемах.

Владимир Дешко, заместитель председателя Гродненского облисполкома: «У нас очень много дней в году, когда температура «пляшет» вокруг нуля, «температурные качели». Днём +2 °C, а ночью -2 °C. Это самый главный враг. Для всех дорого – и для асфальтобетонных, и для бетонных тем более, поэтому главная задача – повышение морозостойкости».

О «температурных качелях» говорили в четверг, а в пятницу эту площадку посетил Президент. «Качелей строительных» Александр Лукашенко не потерпел бы – Глава государства ожидал чёткого ответа, как дальше будем модернизировать путевую сеть страны.

В апреле во Дворце Независимости эта тема свернула с главной дороги. На совещании с Президентом пришли к выводу, что республиканские магистрали привели в порядок, но упустили местные. Тогда решили разработать программу по реконструкции таких дорог. И дорожники оказались на идейном перекрёстке: в какую сторону идти и на что делать ставку – на технологии, на технику, на экономию финансов или на наличие в стране сырья? На неделе начали с технологий.

Первое, с чем знакомится Президент, – это лучшие мировые образцы технологий модернизации дорог. Автомобилисту, конечно, не так важно, как дороги сделают лучше, – лишь бы подвеска служила дольше, а также не было дополнительной нагрузки на личный бюджет. Но вариативность предложенных Президенту способов модернизации дорог развязывает руки местным властям – они определят, какой метод лучше подойдёт на конкретном участке.

Виктор Шумчик, директор Белорусского дорожного научно-исследовательского института: «Каждая из них имеет свою зону применения, свою оптимальность. Первая технология, по ресайклингу (это восстановление и усиление существующих асфальтобетонных покрытий), вторая технология – путём укрепления грунтов сделать более проезжаемыми наши сельские грунтовые дороги. Третья технология (то, на чём мы здесь стоим) – это зона движения тяжёлой техники».

Что касается оценки Главы государства, то Александр Лукашенко обращает внимание – решает всё хозяин на земле, то есть губернатор или глава райисполкома. Главное (особо подчёркивает Президент) – чтобы мировые идеи действительно работали.

Следить за этим поручено Министерству транспорта и Министерству промышленности. Ведь именно это ведомство готово предложить свой вектор.

Оценивали в Слуцком районе и технику. И свою, и от лучших мировых производителей. От импорта не уйти – зачем «Амкодору» делать рециклер, если потребность их в стране равна количеству областей? Остальное (и в Минпроме согласны) мы должны производить сами.

То есть в задаче уже две переменные – нужно выбирать методологию и опираться на имеющуюся технику. Либо же покупать новые грейдеры – это не под запретом, но стоит денег. Экономисты в целом предложили бы свой путь решения дорожных проблем.

Даже дорожная экономика должна быть экономной. С одной стороны, более 90% местных дорог эксплуатируются с превышением межремонтных сроков. С другой – ремонт 21 тысячи километров обойдётся в 700 миллионов рублей. Эти данные уже заложены в Госпрограмму. И резонный вопрос: «Зачем новые технологии и новая техника, если уже рассчитана стоимость привычного асфальтирования?»

Анатолий Сивак, министр транспорта и коммуникаций Беларуси: «Это задание будет выполнено по традиционным технологиям. А наша задача – сэкономить ещё ресурсы, внедряя новые технологии, и сделать больше за эти же деньги, которые запланированы в программе».

То есть новые технологии и новая техника либо сэкономят финансы, либо увеличат объём работы за те же деньги – обе концепции имеют право на жизнь. Главное – чтобы на всё хватило сырья по разумной цене.

О бетонных дорогах говорят давно, потому что после модернизации наши заводы в избытке выпускают цемент. А вот спрос нестабилен. И ответ на вопрос «для чего столько цемента?» пришёл из прошлого – чтобы строить дороги. Таким было поручение Александра Лукашенко, и Президент лично контролирует возведение бетонной второй кольцевой вокруг Минска.

То есть из возможных векторов модернизации местных дорог не обязательно выбирать один. Можно и нужно пойти по всем направлениям сразу, и пример этому – именно вторая минская кольцевая.

Отсюда такое внимание Президента к МКАД-2. Даже не в качестве полотна дело, хотя это, конечно, важно. Но куда важнее обращать внимание на альтернативные способы строительства – это позволит и экономить, и быстрее и больше ремонтировать.

В качестве наших дорог по «их» технологиям убедиться сможет каждый уже к 2020 – это год окончания Госпрограммы по развитию и содержанию дорог в Беларуси. Армейского единообразия не будет – но это плюс. Который так похож на перекрёсток и безальтернативно положителен для страны.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram