Делиться собственными ресурсами – временными, финансовыми – главная задача Года малой родины. Который позволит сделать Беларусь ещё краше.

Делиться собственными ресурсами – временными, финансовыми – главная задача Года малой родины. Который позволит сделать Беларусь ещё краше. 

Об этом Александр Лукашенко заявил в пятницу, посещая с рабочей поездкой Слуцкий район. Главе государства доложили о развитии района и минской области в целом. Среди прочего наш Президент посетил Слуцкий дрожжевой завод и сахарорафинадный комбинат. Где также сделал ряд интересных заявлений. 

Прошло почти десятилетие от идеи до работающего предприятия: ещё в 2008 в Слуцке обсуждали проект завода по выпуску дрожжей. Его основное сырьё – меласса и патока – продукты переработки сахарной свёклы. Но у Слуцкого сахарорафинадного комбината на строительство собственных средств не хватало – проект поддержал инвестор из Германии.

И теперь здесь не только иностранные инвестиции, но и немецкие технологии. В партнёрах компания «Униферм» – один из лидеров по производству дрожжей. У Слуцкого комбината блокирующий пакет – 25 процентов плюс одна акция. Получился пример успешного государственно-частного партнёрства. Во время рабочей поездки Александр Лукашенко подробно изучил и производство, и условия работы предприятия, и проблемы, с которыми оно сталкивается. Мощность завода – 20 тысяч тонн дрожжей в год, а при повышенном спросе объём можно удвоить. Впрочем, пока конвейер загружен на четверть.

Ещё одна проблема – обострившаяся конкуренция на внутреннем рынке. Слуцкое производство не единственное в стране. Конфликт интересов дошёл до Президента, в итоге удалось договориться.

В целом «дрожжевой» проект Слуцкого сахарорафинадного комбината выглядит успешным, куда больше трудностей сегодня у головного предприятия.

Производство здесь практически полностью автоматизировано, рафинад с конвейера попадает прямо в упаковку.

Роман Карпошевич, начальник цеха готовой продукции Слуцкого сахарорафинадного комбината: «В СНГ по степени автоматизации лучше фабрики вы не найдёте. Она находится на уровне, а может и выше стран Европы. По поводу России, мы однозначно будем по качеству их переигрывать».

Но в цене проигрываем. Если раньше Россия была основным покупателем белорусского сахара, сегодня, наоборот, на отечественных прилавках всё чаще дешёвый продукт от соседей.

Николай Прудник, директор Слуцкого сахарорафинадного комбината: «Есть ряд вопросов, которые сегодня влияют на себестоимость готовой продукции. Прежде всего, это сырьё, которое сегодня дороже, чем в РФ, ну и топливо. Газ, который занимает в себестоимости 10%, а сырьё 65 – основные составляющие стоимости продукции».

Если у нас тонна сахарной свёклы стоит 43 доллара, то российские производители покупают её на десять долларов дешевле. Не в нашу пользу и энергетический аспект: за тысячу кубометров газа белорусское предприятие платит 257 долларов, с НДС выходит ещё дороже. Российскому комбинату топливо обходится втрое дешевле. Даже у немецких производителей условия выгоднее, где сахарные фабрики платят за газ вдвое меньше, чем белорусские. Одна из причин – перекрёстное субсидирование в энергетике. То есть предприятия компенсируют льготные тарифы для населения. В итоге разница включается в цену сахара. Но при этом к качеству продукции не придерёшься. Хотя такие попытки были. В Слуцке Александр Лукашенко встретился с трудовым коллективом предприятий и дал понять: с проблемами подробно ознакомлен.

А вот зеркальных мер по проверке российской продукции белорусские ведомства пока не приняли. Вместо этого работают над расширением географии поставок. На карте экспорта – 16 стран. Сахар из Беларуси котируется на мировом рынке благодаря качеству. Его закупают такие транснациональные компании как Кока-Кола, крупные фармацевтические предприятия и даже целые страны. Например, Таджикистан после того, как открылся транзит через Афганистан, почти отказался от белорусского сахара в пользу пакистанского, но со временем стало ясно: дешевле – не значит лучше.

Козидавлат Коимдодов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Таджикистана в Беларуси с 2009 по 2017 гг.: «Люди через 2-3 года поняли, что белорусский сахар намного лучше. И сейчас в удельном весе товарооборота (за девять месяцев) 41% составляет белорусский сахар».

Спрос на сахар сейчас не самый большой, высокий сезон в отрасли начнётся весной. И здесь не намерены сокращать объёмы, наоборот, сейчас приближаются к отметке в 200 тысяч тонн, а это рекорд для комбината. Александр Лукашенко выход из ситуации видит в диверсификации продаж, речь шла и о партнёрах в Китае. Как отметил Президент, чтобы преуспеть (и это касается не только Слуцка), необходимо постоянно совершенствовать производство.

Подписывайтесь на нас в Telegram