Президентский Декрет о предупреждении социального иждивенчества. Об этом документе мы говорим чуть ли не в каждом выпуске, однако до сих пор есть люди, которые не совсем точно представляют себе его смысл.
Зачастую это непонимание является причиной неприятия, и даже протеста – как было в Минске или Гомеле.
Разумеется, каждый имеет право выражать собственное мнение, если форма выражения не противоречит действующему законодательству. Кстати, в Минске акция была несанкционированной, при этом движению людей никто не препятствовал. И ещё. Обратите внимание на протестную символику: кулак, известный ещё с организации «Отпор». Роль её активистов в событиях в Югославии, Украине, Грузии и странах Арабской дуги известна. В этой связи вопрос: осознают ли те, кто возглавлял движение в пятницу, ответственность за использование таких символов?
Вернёмся к Декрету. Смысл его предельно прост: если ты живёшь в обществе, то участвуй в общественных расходах. Согласитесь, было бы странно, если бы живущий в одном доме с вами человек вдруг отказался платить за уборку подъезда или вывоз мусора. Точно также и в стране: ходишь по чистым улицам, вызываешь врача или отводишь детей в школу – участвуй в финансировании. В противном случае образование и здоровье твоего ребёнка придётся оплачивать другим.
Конечно, как в любом правиле, в этом тоже должны быть свои исключения, но они не меняют общей картины.
Так стоит ли огород городить? Этот один вопрос задают сразу 300 семей в небольшом городке Ивье, что на Гродненщине. У них непростой выбор: или заплатить сбор в 20 базовых величин, или на эти деньги купить семена, чтобы вырастить урожай. За ответом в местный райисполком пришла целая делегация.
Всё дело – в трактовке Декрета №3. По документу, те, кто ведёт личное хозяйство, может быть освобождён от уплаты сбора. Но только если человек живёт в сельской местности или посёлке. Горожане должны платить.
Андрей Гарон, житель г. Ивье: «В соседней деревне человек хороший, в Ивье он плохой? Не надо так, хороший-плохой. Просто закон работает на них по-другому».
Перечень лиц, которые должны уплачивать сбор, появился в апреле 2015 года. Но согласились со списком не все. Были вопросы у домохозяек. У тех, кто периодически работает за границей, у временно безработных. Настроения в обществе учли – и в январе этого года списки откорректировали. Появился и один существенный пункт – «тяжёлая жизненная ситуация»: как выяснилось на «Большом разговоре» с Президентом – по инициативе Александра Лукашенко. На это основание мог рассчитывать любой потенциальный «иждивенец» – пиши заявление в исполком, и его рассмотрят. Кому-то отказывали, кто-то уходил из кабинетов с визой «можно не платить».
Чтобы ещё детальнее разобраться с заявлениями на этой неделе (ведь последний срок уплаты – этот понедельник, 20 февраля), в регионы выехал представительный десант из Администрации Президента. Глава ведомства Наталья Кочанова, её заместители, помощники Президента, начальники главных управлений три дня принимали граждан. Разъясняли, вникали в жизненные обстоятельства каждого, а заодно исследовали ситуацию в обществе, держа в уме слова Президента во время того самого «Большого разговора».
За три дня (с четверга по субботу) в стране прошли сотни приёмов граждан. Можно даже подсчитать: в среднем, один приём посещали 30 человек, и всего рассмотрено более 3000 самых разных жизненных ситуаций. Тройка самых популярных обращений – «подводит здоровье», «тяжело найти работу» и «необходим уход за родственниками». Но на встречах вскрылись и нетипичные случаи.
Ольга Иванова пять лет официально числится ремесленником. Её расписные работы по стеклу и керамике выставляются в Минске и Витебске. Все процедуры по деятельности ремесленников максимально упрощены. Плати одну базовую в год и работай. 30 декабря 2014 года Ольга так и сделала. А спустя два года оказалось, что от сбора освободили тех ремесленников, кто сделал это до 28 декабря.
Ольга Иванова, ремесленник: «Я думала, что приду в налоговую и войдут в моё положение, и скажут: ну да, налог оплачен, в реестр вы внесены, ну, это по вине по нашей вышло, оказывается, нет. И я стала безработной в один миг».
Местные власти развели руками – всё по закону. Но как же так? Всего два дня! И этот вопрос Ольга адресовала помощнику Президента – главному инспектору по Витебской области. В результате её случаем налоговая инспекция займётся снова. Во избежание непонимания, чиновники не устают подчёркивать: Декрет никого не заставляет работать. Просто каждый должен участвовать в софинансировании государственных расходов. Но нестандартная ситуация в городке Ивье на Гродненщине заставила взглянуть на Декрет по-другому.
Александр Рафалович, житель г. Ивье: «Как быть? Законодательно или по-человечески? Ну, заплатим мы этот сбор. Заставите – заплатим. Но через 20 лет наш городок пропадёт».
Ивье – особый случай. Здесь самый многочисленный центр оседлости татар в стране и исторически так сложилось, что они всегда работали на земле. Растили зелень, овощи, продавали – так жили раньше, с огородов, примерно так живут и сегодня. 300 семей в городке с весны до глубокой осени работают в парниках. Но есть нюанс: они не сельские, а городские жители, поэтому должны платить.
Андрей Гарон, житель г. Ивье: «Мы попали в эту ловушку, и сейчас нам помочь никто не сможет? Никто не слушал и не внёс изменений».
Местные власти, возможно, и не смогли донести до разработчиков Декрета суть особого случая. Ну, а в столице людей разделили просто: на городских и сельских. Мотивация понятна – стимулировать трудовую активность на селе. Но сам принцип такого разделения и вызвал непонимание. В Ивье живут 7712 человек. А вот, например, на другом краю страны, в Лельчицах, живёт на 4000 больше. Но Лельчицы – это посёлок! И каждый в этом посёлке может вполне законно не платить сбор. Достаточно просто разбить огород и заявить – занимаюсь хозяйством! Ещё примеры. У самых маленьких белорусских городов, Дисны и Коссово, на двоих – всего-то около 3,5 тысяч человек. И платить надо. А у посёлков Корма и Глуск – все 15 тысяч населения, и уплата сбора не обязательна. Наконец, есть в Беларуси огуречная столица Ольшаны, в которой живут 8000 человек. Больше, чем в Ивье! Всё бы ничего, только Ольшаны – это не город и даже не посёлок. Это вообще, агрогородок.
А что же местные власти? Есть ли у них варианты для разрешения ситуации? Председатель райисполкома предлагает обратившимся, коль они так любят землю, переквалифицироваться в фермеров.
Александр Булак, председатель Ивьевского райисполкома: «Дадим гектары, будете фермерами и будете освобождены от налога. Я гарантирую».
Люди парируют: чтобы стать фермером, нужна техника и немалые деньги. Да и парники не поставишь в чистом поле – 10-15 соток возле дома достаточно. А для некоторых семей уплата сбора пробьёт брешь в бюджете. Обидно: никогда ничего не просили, работали на земле (пусть на себя, но работали). И вместо поиска способа сделать, чтобы всё было по закону, а главное, по справедливости, на местном уровне им предлагают обходной манёвр за их же счёт.
Ситуация парадоксальная: люди действительно работают, но на бумаге – они безработные. Власти осторожно уточняют: если продаёте зелень и овощи, надо платить налоги. В ответ: мы сдаём выращенное предпринимателям, и уже в их налогах есть наша ивьевская доля. Добавляют: была бы в Ивье работа – другой разговор. Но с этим в районе тяжело, предприятий почти нет.
В местном банке вакансий сегодня всего лишь 127 мест. На всех не хватит – разводят руками в районе. И как освободить от уплаты сбора пришедших на приём, тоже не знают. Ведь по закону это можно сделать лишь для тех, кто оказался в тяжёлой жизненной ситуации. Тяжёлой – в материальной смысле. А здесь как быть? Вопрос повисает в воздухе. Но решать-то его надо.
Валерий Мицкевич, заместитель Главы Администрации Президента Беларуси: «Давайте определимся. Если кто-то считает, что не должен платить, пишите заявления».
Почти никто из ходоков от земли заявлений не написал. Но и желающих платить сбор не много. Не из-за суммы, а больше из-за статуса, который получат. Говорят, мы никогда не были в стороне. И участвуем в софинансировании госрасходов. Может, и нестандартными способами, но участвуем.
В разрешении сложного и неоднозначного вопроса властям не позавидуешь. Если освободить горожан от уплаты сбора – получится прецедент. Тогда самая асоциальная личность любого белорусского города может вскопать грядку и сказать, мол, веду личное подсобное хозяйство. Считать трудяг по объёмам выращенного урожая? Можно только предположить, сколько времени и усилий, да и средств будет потрачено на эти подсчёты. Но и оставлять ситуацию без решения – тоже не правильно. Шанс быть услышанными у земледельцев из Ивья был, и они им воспользовались. И хорошо, что в ситуацию вник не просто высокопоставленный чиновник, а человек, отвечающий в президентской Администрации за правовую сферу. Ну а власть в целом готова строить цивилизованный диалог и дальше. Разбираться, кто в своих возражениях прав, кто действительно попал в сложную жизненную ситуацию, а кто на самом деле должен уплачивать сбор и способен это делать. Детально рассматривать обращения людей по всей стране будут и на будущей неделе.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram