Минск на этой неделе посетил министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс. Визит рабочий, мог бы остаться в информационном пространстве незамеченным, если бы не одно обстоятельство.
С января Латвия председательствует в Евросоюзе. И сейчас Рига активно готовится к саммиту «Восточного партнёрства», который намечен на май. Главная интрига форума – кто же будет представлять на нём Беларусь? Неужели Латвия пригласит невъездного в Евросоюз Президента Лукашенко? По крайней мере, о таком намерении представители МИД этой страны заявили ещё несколько недель назад. С другой стороны – почему бы и нет? Ведь приезжали же в Минск Меркель и Олланд. И судя по всему, общение во Дворце Независимости никакой аллергии у них не вызвало.
Похоже украинский конфликт многому научил европейских политиков. Нравится, не нравится, а выстраивать диалог необходимо. И Евросоюз всё более склоняется к тому, чтобы работать с Беларусью по индивидуальной программе – с экономически уклоном.
Современная история отношений Запада и Востока во многом пишется в Беларуси. И, пожалуй, самые яркие страницы – это минский саммит в «нормандском формате» и подписание мирного плана по Украине. Основные политические бонусы достались, конечно, переговорщикам. Но и роль Минска в решении украинского конфликта не осталась незамеченной. Впервые за долгие годы Европа смотрит на Беларусь под другим углом – с уважением и благодарностью.
Кристиан Випперфюрт, политолог (Берлин): «Минск оказался важной платформой для той встречи. У Беларуси хорошие отношения как с Киевом, так и Москвой. В Европе не так много мест, которые бы подходили для проведения подобных переговоров. Я думаю, что Беларусь сыграла важную роль в решении этого конфликта. И даже очень. И дальше продолжит её играть. А это, так сказать, уникальное торговое предложение, которое пока имеет Европа».
Чарльз Грант, директор Центра европейских реформ (Лондон): «Прежде всего, Европа очень благодарна Беларуси за её нейтральную позицию в украинском кризисе. Вы не приняли безоговорочно ни одну из сторон, и только благодаря этому стали возможны оба раунда минских переговоров. Да, они пока не слишком хорошо работают, но это единственное, что мы имеем на сегодняшний день в плане стремления к миру. Без них не было бы вообще никаких договорённостей. Признаться, в Европе были удивлены, что Беларусь заняла нейтральную позицию. Особенно, учитывая экономические связи, прежде всего, членство Беларуси в ЕврАзЭС. Большинство европейцев знают, что вы не приемлете определённые европейские политические стандарты, а опять же, скорее, российские. И только украинский кризис открыл для нас, что Беларусь выбирает самостоятельный путь и играет свою, не зависимую ни от кого партию. Евросоюзу надо действовать более тонко и индивидуально».
В Европе всё чаще говорят о перезагрузке отношений с Беларусью и о деполитизации диалога. И наиболее удобный формат для такого общения программа «Восточное партнёрство». Её инициировал Евросоюз ещё в 2008 году для политической и экономической интеграции Европы с шестью постсоветскими странами: Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной. Минск всегда относился к этому проекту прагматично. И вот сейчас, похоже, нашёл единомышленника. Латвия, которая в этом году председательствуют в Совете Европы, недавно заявила о готовящейся ревизии «Восточного партнерства».
Андрейс Пилдеговичс, госсекретарь МИД Латвии: «Мы хотим сделать программу «Восточное партнёрство» более адаптивной для индивидуальных интересов каждого государства. Если Молдова или Грузия хотят сближаться, идти в перспективе на вступление в Евросоюз, то Азербайджан или Беларусь хотят больше сотрудничать по другим вопросам. С нашей точки зрения, это прагматично, и подобное взаимодействие следовало бы поощрять и не ставить какие-то государства перед выбором «либо – либо».
Приоритеты председательства Латвии в Совете ЕС на этой неделе в Минске презентовал министр иностранных дел. Эдгарс Ринкевичс встретился со своим белорусским коллегой, и был принят Президентом. Одна из сильных сторон латвийской дипломатии последних лет – сохранение и развитие добрососедских отношений с Беларусью. И если раньше не без учёта политического фактора в «Восточном партнёрстве» ставку делали на Киев, то теперь приходит понимание: нынешний конфликт в Украине – в числе последствий прежних политических подходов. И нынешнее внимание к Минску – своеобразная работа над ошибками, чему Рига готова всячески содействовать.
В мае в Риге пройдёт очередной саммит «Восточного партнёрства». И очевидно, что помимо экономических вопросов участники обсудят и ситуацию в Украине, да и в целом вопросы европейской безопасности.
Эдгарс Ринкевичс, министр иностранных дел Латвии: «Мы сейчас вплотную занимаемся графиком работы на рижском саммите по «Восточному партнёрству» и могу сказать, что это будет как раз тот момент, когда мы можем определить новые направления в отношениях ЕС и Беларуси. У нас уже с 2013 года идёт положительный процесс урегулирования некоторых вопросов. Что мы могли бы достичь в Риге? Это, прежде всего, облегчение визового режима между РБ и ЕС, также программа сотрудничества по линии образования, экологии, экономики, конечно же. Я вижу хороший потенциал наших отношений».
Главная интрига последних месяцев: кто будет представлять Беларусь? Латвия неоднократно заявляла, что хотела бы видеть на саммите Президента Лукашенко. И хотя официального приглашения пока нет, Ринкевичс дал понять – Рига рассчитывает на самый высокий уровень представительства.
Эдгарс Ринкевичс, министр иностранных дел Латвии: «Мы бы очень хотели, чтобы в Риге все наши партнёры, и восточные партнёры были бы представлены на самом высоком уровне. И здесь я вижу хороший потенциал. У нас есть ещё время поработать над приглашениями. Кто приедет, кто не приедет – это решение самих участников, конечно же. И решения ещё будут приниматься. Но что бы я хотел особо отметить сегодня – я вижу потенциал для того, чтобы в Риге были представители самого высокого уровня».
На самом деле – если уж заниматься работой над ошибками, то в комплексе, включая отмену персональных и страновых санкций. Тем более что бизнес живёт по своим законам и определяет приоритеты, исходя из экономической целесообразности и финансовой выгоды. Формула «деньги любят тишину» работает на всех уровнях. И в первую очередь – на межгосударственном.
Барон Аксель Вон Шуберт, президент инвестиционной компании (Великобритания): «У вас фантастический потенциал! Я очень впечатлён возможностями Беларуси по привлечению инвестиций. Беларусь идеально расположена географически: близко к России и к Европе. Вы переживаете экономический бум в последние годы. И мы ждём участия Беларуси в крупнейших европейских организациях для дальнейшего роста и перспектив».
Совсем недавно Европейский банк реконструкции и развития – крупнейший мировой финансовый институт и лидер по продвижению инвестиционных проектов на новые рынки, подписал очередное инвестиционное соглашение с Беларусью на сумму 90 млн евро. Это очередное доказательство признания выгодного подкрепления западными деньгами белорусских бизнес-планов.
Владимир Зиновский, министр экономики Беларуси: «ЕБРР, конечно, ещё только присматривается к нашей стране, но подвижки есть вполне реальные. К ним пришло понимание того, что в Беларусь стоит вкладывать средства. Они из каких-то стран сейчас уходят по ряду причин. Политических, возможно. Поэтому у нас есть реальный шанс показать себя ёмким инвестиционным рынком».
Европейские инвестиции поощряют развитие экономики Беларуси на весьма выгодных условиях. Тем не менее, это кредитные деньги, их надо будет возвращать, хоть и по низким процентным ставкам. Однако часть инвестиций – безвозмездная. В первую очередь, это касается экологических проектов регионального масштаба.
Бэтси Нэлсон, вице-президент Европейского банка реконструкции и развития: «У нас очень плотная программа работы с Беларусью. Особенно, что касается экологических проектов и развития инфраструктуры. В нашем офисе в Минске мы постоянно разрабатываем новые программы и предложения. Помощь Беларуси важна и для соседних с ней территорий. Таким образом, это совместное взаимовыгодное сотрудничество. В условиях непростой экономической ситуации в мире, мы вместе с вашим руководством находим правильные решения и будем рады продолжать нашу совместную работу».
Президент Лукашенко неоднократно заявлял, что курс на экономическое сближение с Евросоюзом – один из приоритетов для Беларуси. И именно экономика должна лежать в основе взаимоотношений, а не политика. Если происходит обратное движение – возникает хаос и непонимание, что видно на примере европейских санкций против России. В свою очередь, если политика следует по путям, проторенным экономикой, есть надежда на нормализацию по всем позициям.
Политика санкций остаётся инструментом воздействия Запада на неугодные ему или не совсем понятные принципы государственного и политического устройства других стран. К чему приводит такая позиция непримиримости и нетерпения, сегодня наглядно видно на примере Украины. И отношение меняется. Европа всерьёз рассматривает более тонкий и избирательный подход к восточным партнёрам. Особенно к Беларуси. Конкретную реализацию новой политики увидим уже очень скоро, в мае, – на рижском саммите «Восточного партнёрства».
Подписывайтесь на нас в Telegram