Будущее белорусской науки: проблемы и перспективы учёные обсудили с Президентом

​Главная тема дня в Беларуси – обстоятельный разговор о будущем отечественной науки. О проблемах и перспективах учёные говорили с Президентом.

Главная тема дня в Беларуси – обстоятельный разговор о будущем отечественной науки. О проблемах и перспективах учёные говорили с Президентом.

Пожалуй, основной лейтмотив – почему научные достижения не в полной мере работают на экономику, хотя должны быть локомотивом её развития? Александр Лукашенко ждёт конкретных предложений и убеждён – учёным нужно платить больше, но за результат.

В холле Академии наук, кажется, собрали всё лучшее, что белорусские учёные придумали, изобрели, открыли, а главное, создали и готовы пустить в серию. Мозаика получилась пёстрой: от космоса и IT-технологий до медицины, наноматериалов и оборонного комплекса. Основной акцент – показать готовые продукты с уникальными характеристиками: то, что купят за рубежом (если, конечно, захотим продать), но главное – что предстоит внедрять у себя, чтобы быть впереди конкурентов. Этот оптико-электронный комплекс вскоре поступит в распоряжение пограничников. Главное достоинство вынесено в название: «Зоркий» в любую погоду и время года способен засечь нарушителя границы на расстоянии до пяти километров.

Скоро по минским улицам будут курсировать электробусы – опытные образцы обкатку уже прошли. Городскую среду должны изменить и другие средства передвижения с приставкой «электро». Президент готов стать одним из первых пользователей.

Свежий пример из этой сферы – создание белорусского электромобиля. У проекта есть и скептики, и те, кто не прочь прикупить.

Александр Белевич, директор научно-инжинирингового центра Объединённого института машиностроения НАН Беларуси: «Вот это тот самый будущий белорусский электромобиль, о котором, наверное, многие уже слышали. Сейчас он находится в стадии сборки компонентов, так как уже осенью он должен поехать, должны начаться его испытания. Вместо обычного мотора, который уже пылится на полке, мы ставим электрическую машину с редуктором, которые будут крутить колёса напрямую, без переключения передач, что значительно упростит жизнь водителям».

А ещё блок управления двигателем, батарея, которая будет в багажнике. По крайней мере, в первой версии. Словом, это авто в кузове «Джили» станет экспериментальной базой. Ведь мало заменить двигатель, электрифицировать предстоит и все приводы автомобиля.

Александр Белевич, директор научно-инжинирингового центра Объединённого института машиностроения НАН Беларуси: «На этапе эксперимента образца, да, здесь будет много покупных компонентов. Но задача не просто скопировать – пока мы начнём копировать и запускать в производство эти компоненты, мы уже изначально проиграем, когда мы выпустим, уже появятся новые образцы. Но в то же время нужна начальная точка, от которой мы начинаем движение».

Здесь верят: пусть сейчас авто выглядит неказисто, но за ним – большое будущее. Как правило, учёные ломают голову над тем, чтобы ездить или летать дёшево и эффективно. Но в оборонной промышленности задачи, порой, обратные – не дать этого сделать. Система «Гроза-С» с виду – обычный микроавтобус, внутри – начинка, которая создаёт такие радиопомехи, что «беспилотники» падают на землю как подкошенные. Есть и портативный вариант – радиоэлектронное ружьё.

Новинку высоко оценили на крупнейшей выставке вооружений в Эмиратах. Но когда речь заходит о контрактах, глава Госвоенпрома Сергей Гурулёв переходит на шёпот. Все эти достижения – правило или исключение? Разобраться призывает Президент и заявляет – сегодняшняя встреча не для галочки, и выстрел не должен быть холостым. Цель – выяснить, что на самом деле происходит в науке. Оказалось, накануне встречи на стол Александру Лукашенко легли две папки с диаметрально противоположными оценками.

Мысль реформировать Академию наук, а с ней и всю систему, претит Президенту. Речь, скорее, о совершенствовании. Главу государства настораживает то, что вложения, в том числе бюджетные, в науку растут. Общие затраты прошлого года – полмиллиарда рублей. Отдачу принято определять наукоёмкостью ВВП. Это ключевой показатель во многих странах. Среднемировое значение – 2,2%, в Беларуси – никогда не превышало одного. Отсюда и вопрос – что не так. Спросить есть у кого – в зале более 400 человек: учёные, производственники, чиновники… За инновации отвечает Госкомитет по науке и технологиям. И у него есть своё видение проблемы.

Поголовно отменить тендеры? Президент против крайних мер. Тем более что в отдельных случаях Александр Лукашенко готов подходить к внедрению разработок в индивидуальном порядке.

Отсюда вопрос – неужели чиновники тормозят внедрение научных разработок в производство. Сразу несколько министров объясняют, как работа поставлена у них. Глобальных проблем не видят, но обещают быть сговорчивее. В споре рождается пусть не истина, но ещё один больной вопрос. Его, к слову, обозначают сразу несколько спикеров – отсутствие так называемого права на риск. За ошибку учёный должен расплатиться деньгами, которые ему же выделили из бюджета.

Выходит, браться за самый сложный проект невыгодно. Но у Комитета госконтроля свои аргументы. Если эффект от госпрограммы нулевой – значит, деньги, на неё затраченные нужно вернуть.

Госконтроль намерен разобраться вместе с прокуратурой. Президент просит на учёных не давить. Люди особой касты, они должны иметь право на творчество. Эту точку зрения отстаивает и экс-глава Академии наук.

Кроме того, Михаил Мясникович предлагает, что называется, не распыляться. Не тратить силы и средства на проекты, которые сложно назвать прорывными. Ещё одна мысль – если не можем или не успеваем сделать сами, может, стоит позаимствовать? Хорошую копию, порой, от оригинала отличает лишь цена.

Свежих мыслей ждут от молодых учёных. За последние годы академия серьёзно сбросила года. Средний возраст – 46 лет, а не за 60. Но как привлечь кадры? Вопрос ребром от самого молодого академика страны.

Цифры не самые приятные. Просьба от директора института – помочь если не деньгами, то землёй для строительства жилья. Решение вопроса Президент обещает не откладывать в долгий ящик.

Безусловно, спектр предложений от учёных велик. Всю критику принимает на себя глава Академии. По его мнению, решить всё можно в рабочем порядке, чтобы сохранить национальную академию в её нынешнем виде.

Привести все замечания учёных к одному знаменателю непросто. Президент признаёт: рад, что разговор получился таким насыщенным, а длился он, к слову, пять часов, но выяснилось и то, о чём не писали даже в тех самых папках. Получилось совещание-импровизация. Александр Лукашенко предлагает взять тайм-аут, но не для того, чтобы отложить решение проблем, а чтобы подойти к нему комплексно.

Словом, любой учёный свои предложения может внести на рассмотрение Президенту через правительство. А задача для него и всего госаппарата – активнее задействовать светлые головы там, где их авторитет поможет избежать ошибок.

Сегодня в стране над научными разработками бьются 26 тысяч умов. Это и 2,5 тысячи докторов, и 12,5 тысяч кандидатов наук. За два предыдущих года по всем госпрограммам выпустили новой продукции на 5,5 млрд долларов. Экспорт из этой суммы – 150 миллионов. И пусть получается не всё, задача – мобилизовать силы, чтобы в Год науки авторитет белорусского учёного не померк.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram