Главное событие дня – «Большой разговор с Президентом». Именно так в новом формате Александр Лукашенко встретился с ведущими белорусским и зарубежными журналистами и представителями общественности.
Семичасовое общение получилось действительно открытым и обстоятельным. Наиболее яркие его фрагменты войдут в телевизионную версию – её 4 февраля в 18.00 покажут белорусские телеканалы. Мы же кратко отметим основные темы разговора и остановимся на главном.
Большой зал, в центре – круглый стол. И это не просто смена декораций, а новый формат общения. Не пресс-конференция, не интервью, не многочасовой монолог. А настоящий «Большой разговор». Президент и 38 журналистов, не разделённые барьерами. Да и за столом государственных и негосударственных – поровну. Здесь «Беларусь 1», а рядом «Наша Нiва». Зарубежные СМИ представляют собственные корреспонденты Турции, Германии, Великобритании, Соединённых Штатов, Польши и России. Больше того – в зале эксперты в самых разных сферах.
Без острых углов по форме, а по содержанию… Что и говорить – градус ожиданий высок. И первым Президент даёт слово не журналистам, а в прямом смысле людям с улицы.
Вопросы разные, но суть одна – качество жизни. Помощь семьям с детьми? В стране для них 11 пособий, ни в одной другой столько нет. Нужно ли строить ледовые дворцы? Президент подчёркивает – «это здоровье детей». Когда вырастут зарплаты? Когда все станут работать лучше. Законы рыночной экономики не изменить даже Президенту. Но сделать средний заработок 500-долларовым – задача, по мнению Александра Лукашенко, выполнимая.
Ответы на простые вопросы – о дорогах, жилье и даже шестом дне в школе, а Президент, к слову, за него – занимают почти час. И пусть это связь на расстоянии, но она есть. Вот маленький пример – одного гомельского такси. Обычно в салоне – ненавязчивая музыка, сегодня – «Большой разговор» в прямом эфире. Пассажиры реагируют по-разному, но большинство просят сделать громче. Другой возможности послушать Президента у Юрия просто нет. Его семью кормят колёса. Инженер-технолог полгода назад сменил работу из-за перебоев с зарплатой. С тех пор за баранкой – почти без выходных. Но заработать те самые 500 долларов мешает, как ни странно, закон.
Юрий Хапаев, водитель такси: «Дело в том, что, например, если я буду работать ровно восемь часов, то я 500 долларов никогда не заработаю. А за каждую переработку меня просто наказывает транспортная».
Близка автомобилисту и тема дорог. В Гомеле он, конечно, знает каждую яму и выбоину.
Юрий Хапаев, водитель такси: «Вот мы сейчас едем по центральной дороге - это одно, но сейчас стоит заехать во двор, и вы увидите, как будет камера трястись и какие у нас дороги».
В большую политику старается не вникать, что касается простых и понятных каждому белорусу вопросов, во многом солидарен с Президентом. К слову, к сегодняшней встрече и «Белорусское телеграфное агентство» аккумулировало вопросы, присланные на сайт. Чаще это даже предложения. И их – почти тысяча. В топе – Декрет «О предупреждении социального иждивенчества».
Настоящая полемика разворачивается вокруг госсектора – его расходов и функций.
Ярослав Романчук, экономист, руководитель Научно-исследовательского центра: «В экономической истории нет случая, когда бы страна с размером госрасходов, как у нас, росла быстро, с размером госсектора 80% росла быстро. Зачем государству заниматься садовыми домиками, улитками, лягушками? Сколькими функциями занимается правительство? Ответа нет».
Отсюда вытекает тема предпринимательства. Президент за то, чтобы максимально сократить проверки. Золотую середину сейчас ищет правительство. Но за обсуждением проблем внутренних, кажется, все ждут – кто поднимет тему отношений с Россией. Этот вопрос Президенту задают на любой пресс-конференции. Но сейчас одним, кажется, уже не ограничиться…
Нефтегазовые споры, мягко говоря, затянулись – уверен Президент. Александр Лукашенко без купюр о том, как шли переговоры даже не за закрытыми дверями, а в приватных беседах с первыми лицами России. Как условия менялись чуть ли не каждый день. Нет договорённостей и сегодня. Завтра вице-премьер Семашко вновь отправится на переговоры. Но ведь дальше – больше…
В России, кажется, есть кому подливать масло в огонь. Накануне в российской прессе появились сообщения, что Беларусь собирается покинуть интеграционные объединения. В Минске это вызвало, мягко говоря, недоумение. Вишенка на торте – приказ ФСБ России об установлении пограничной зоны с Беларусью – якобы в ответ на безвизовый режим Минска с 80 государствами.
Разговор об отношениях с Россией занял час. Настолько животрепещущей оказалась тема. Но есть у Беларуси и другой сосед, который не со всем согласен – Литва. Белорусская атомная электростанция для неё как бельмо. Что по этому поводу думает Президент?
А чего Президент ждёт от Запада? Ответ простой – чтобы считались с независимостью Беларуси. А есть ли у неё национальная идея? По мнению Александра Лукашенко, увы, нет. Вопрос языка или даже «мовы» – на каждой встрече, но в этот раз поднимает его не журналист, а депутат. От неё же вопрос о возможности моратория на смертную казнь.
А ещё сотрудничество с Международным валютным фондом, поддержка спорта и науки. Вопросы сложные и объёмные. Сегодня немного шутили и мало говорили о личном. «Большой разговор с Президентом» действительно получился большим – почти семь с половиной часов, побит рекорд двухлетней давности.
Любопытный момент: раньше в прямом эфире встречи Президента с журналистами, как правило, транслировало лишь «Белорусское радио». Сегодня более семи часов не только услышать, но и увидеть всё своими глазами могли по всей стране и за её пределами.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram