Без страха и упрёка

​Мы продолжаем знакомить вас с производствами, к которым понятие «демпинг» не относится в принципе, поскольку для каждого заказчика они готовят индивидуальный продукт. И которые лучше других готовы ко вступлению в ВТО.

Мы продолжаем знакомить вас с производствами, к которым понятие «демпинг» не относится в принципе, поскольку для каждого заказчика они готовят индивидуальный продукт. И которые лучше других готовы ко вступлению в ВТО. Игорь Тур  о людях, поднимающих экономику Беларуси на новый технологический уровень.

26 апреля 1986 года. Взорвался реактор на четвёртом энергоблоке Чернобыльской атомной станции. В воздух попало огромное количество радиоактивных веществ. Жителей сотен деревень и посёлков пришлось отселить. Из сельхозоборота вывести 5 миллионов гектаров земель.

После Чернобыльской трагедии вопрос о количестве радиации в окружающей среде стал звучать гораздо чаще. В это время на рынке Советского Союза появляется вот такое устройство – персональный дозиметр. Именно с этого гаджета начинается история минского предприятия «Полимастер».

1992 год. Экономическое состояние в стране тяжёлое. Правительство вводит купоны вместо советских денег. А в мае появляются расчётные билеты – население быстро окрестило их «зайцами» Большие предприятия – в кризисе. На рынке труда – десятки инженеров, которые хотят и умеют создавать востребованный продукт. Но не так много мест, где можно применить свои знания.

Тем не менее именно 1992 впоследствии назовут годом больших надежд: начинает развиваться частный бизнес. Ажиотажный спрос на первый дозиметр привёл к серийному производству. Первоначальный штат компании «Полимастер» формируют всего 15 человек.

Людмила Антоновская, мажоритарный акционер группы компаний «Полимастер»: «Стартовым капиталом были 800 долларов, которые были выручены моим отцом за проданные жигули. И из этих 800 долларов и началось всё: закупались материалы, арендовались площади. Делалось всё step by step (шаг за шагом – прим.ред.)».

Радиационные дозиметры, детекторы и приборы идентификации радионуклидов. Когда потребности отечественных пограничных служб, таможенных органов и армии удалось удовлетворить, «Полимастер» вышел на внешний рынок. В 1994-м начинали с Польши и Франции. Конкуренция вынудила выработать особую стратегию. Siemens, Fuji и Hitachi берут объёмами. «Полимастер» идёт по пути «кастомизации» – делает упор на создание продукта под конкретного заказчика.

Под любой запрос клиента в Минске начинают проект с нуля: одним ведь нужна компактность, другим – мощность, третьим – функциональность. Затем создают прототип – пробное изделие для согласования с заказчиком. И пока инженеры работают с «начинкой», на одном из первых в стране 3D-принтере готовят корпус нового гаджета.

Михаил Лукаш, инженер-программист: «Скорость роста модели – где-то 12 мм в час. С объёмами тех приборов, которые мы выращиваем, соответственно, 3-4 часа. Принтер может одновременно выращивать 5-6 деталей в зависимости от объёма».

Когда клиент говорит прототипу «да», готовят партию и приступают к работе со следующим заказчиком. Индивидуальный подход делает бизнес пусть и не крупным, но стабильным. Впрочем, найти клиента – это тоже искусство.

После терактов в США 11 сентября 2001 в Америке, которая и до этого была крайне внимательной к борьбе с терроризмом и ядерному оружию, случился настоящий бум радиофобии. На «Полимастере» почувствовали рост этого рынка, который сегодня оценивают в полмиллиарда долларов. Береговая охрана, служба быстрого реагирования и даже правительственные заказы – индивидуальный подход помог выиграть несколько крупных тендеров в США. В итоге в Арлингтоне открывают очередной офис «Полимастера». Охваченными оказываются три из четырёх основных регионов: в Минске работают на СНГ, в Вильнюсе – на Европу, в пригороде Вашингтона – на Северную Америку. «Белым пятном» оставалась только Азия.

Март 2011 года, Япония, авария на атомной станции «Фукусима». На то время «Полимастер» более 10 лет сотрудничал с местным гигантом Toshiba, поэтому поставки радиометров, порой безвозмездные, говорят в Минске, были делом чести. Позже оказалось, что парк белорусских дозиметров в Японии требует колоссальной техподдержки. Так появился офис в Токио. Параллельно инженеры работали над созданием простых устройств, которыми могли бы пользоваться в каждой японской семье.

Сергей Лукаш, начальник отдела маркетинга группы компаний: «Это детектор, который имеет USB-разъём для подключения к компьютеру, и чашка, в которую насыпается тот продукт, загрязнённость которого мы хотим измерить. Надевается чашка на этот детектор, а специальное программное обеспечение, которое идёт в комплекте с этим прибором, позволяет достаточно быстро оценить загрязнённость продукта».

Закрепившись в Японии, рассчитывают выйти на рынок Китая. В Поднебесной за 15 лет собираются построить 15 атомных станций и несколько хранилищ радиоактивных отходов – спрос будет. Сейчас «Полимастер» – это 8 компаний по всему миру со штатом около двухсот человек и годовым оборотом в 12 миллионов долларов. Плюс 57 дилеров в 45 странах. При этом в компании понимают – рынок спецоборудования ограничен, и темпы его роста ежегодно падают. Перспективное направление – приборы для гражданского населения.

Требование клиента XXI века – устройство должно быть не только функциональным и компактным, но и стильным. Поэтому «Полимастер» выводит на рынок вот такой гаджет (см.видео – прим.ред.). С виду обычные наручные часы, по факту – индикатор гамма-излучения.

Такие дозиметры-часы серийно в мире больше никто не выпускает. Их, кстати, носят все топ-менеджеры «Полимастера»: во-первых, имидж, во-вторых – тестирование. Ведь само собой, что на предприятии, где делают приборы контроля радиации, должны быть и установки, которые радиацию излучают.

На этой калибровочной установке (см.видео – прим.ред.) проверяют новые партии дозиметров. Гамма-пучок на расстоянии рассеивается и теряет мощность. Чем ближе радиометры к источнику, тем больше облучения, тележка откатывается – сигнал слабеет. Показания записывают, настройки корректируют. За этой чертой можно получить слишком большую дозу радиации. Впрочем, страха перед невидимой угрозой у сотрудников нет.

Дмитрий Бурый, генеральный директор компании «Полимастер»: «У нас сотрудники не страдают радиофобией. Вы видели, у нас есть очень мощные источники, которые находятся в очень защищённых конструкциях, которые абсолютно безопасны, если с ними правильно и грамотно обращаться. И никто этого не боится. И радиофобия, я считаю, для Беларуси – это уже вчерашний день».

Сейчас здесь собирают две новые калибровочные установки – заказ белорусских военных. Работать с массивными изделиями сложно, арендованный офис не выдерживает объёмов. «Полимастер» купил в Минске собственное здание, но переехать пока не удалось. Причина – специфическая перепланировка, десятки запросов и отказов от госорганов. Заступились за предприятие в Мингорисполкоме, так что новый дом всё же получит достойного хозяина.

Но основной актив предприятия – кадры. 10 лет назад Людмила Антоновская стала владельцем 94% акций после того, как из жизни ушёл отец, выдающийся учёный и основатель «Полимастера» Александр Антоновский, а у неё самой только родился ребёнок. Но вера в успех, упорство и два высших образования (отечественное инженерное и зарубежное экономическое) помогли молодой женщине не только не потерять, но и развить бизнес, основанный на идее и интеллекте.

Людмила Антоновская, мажоритарный акционер группы компаний «Полимастер»: «У белорусских инженеров из-за наверное того бэкграунда, который был, есть особенность из ничего создавать нечто абсолютно новое. У западных инженеров такого навыка нет. То есть наши инженеры действительно отличаются абсолютным новаторством и инновационностью».

Есть и ещё одна составляющая успеха, формулировку которой стоит взять из литературы. Ведь названием «Полимастер» компания обязана роману «Мастер и Маргарита» – любимой книге Антоновских, в которой Булгаков устами Фагота говорил «Никогда ничего не бойтесь. Это неразумно». Пожалуй, лучший совет для тех, кто развивает инновационный бизнес.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Игорь Тур
География:
Новости Минска