«Беларусь. На пути к Независимости». История жизни первого министра иностранных дел БССР

Школа в деревне Лабковичи Могилёвской области – единственный объект в Беларуси, который носит имя Кузьмы Киселёва, нашего самого известного дипломата, с лёгкой руки которого Беларусь впервые громко заявила о себе на международной арене. В рубрике «Беларусь. На пути к Независимости» – то, о чём вы наверняка не знали.

Школа в деревне Лабковичи Могилёвской области – единственный объект в Беларуси, который носит имя Кузьмы Киселёва, нашего самого известного дипломата, с лёгкой руки которого Беларусь впервые громко заявила о себе на международной арене. В рубрике «Беларусь. На пути к Независимости» – то, о чём вы наверняка не знали. 

Оно и не удивительно, что память такая скромная: только школа. Кузьма Венедиктович и в обычной жизни был к пафосу не склонен, ведь рос будущий дипломат в простой деревенской семье.

Киселёв выучился на врача, а потом быстро пошёл по партийной линии и уже в 35 стал председателем Совета народных комиссаров БССР (фактически – глава белорусского правительства в последние предвоенные годы). На этой должности запомнился созданием в Минске Комсомольского озера. Это сейчас мы такого даже представить себе не можем, но до войны Свислочь разливалась так, что приходилось эвакуировать сотни семей из их квартир.

И вот, с подачи Киселёва, в 1940-м началась большая стройка. Само озеро горожане рыли вручную, а вот на дамбу средства всё же понадобились – 8 миллионов советских рублей. И тут – информационная атака. В газете «Правда» выходит разгромная статья с говорящим названием «Озёра по заказу или плоды неуёмной фантазии». В итоге Киселёва и Комсомольское спасать пришлось лично Сталину (что, в общем-то, ему не характерно), а озеро до сей поры спасает белорусскую столицу от подтоплений.

Во время войны Киселёв – ответственный за создание советского чудо-оружия, «Катюш». Поначалу он, конечно, пытался отпираться – мол, медик по образованию, на что был получен стандартный ответ: «вначале вы коммунист, а уже потом – всё остальное».

Кузьма Венедиктович прекрасно понимал, что нужны тут не медики, а талантливые учёные, конструкторы и технические работники. Он добился возможности набрать их из концлагерей – освободил более 400 человек, в том числе Королёва и Туполева. Интересно, с кого же тогда началась эпоха советского ракетостроения?

После войны Киселёв стал первым в истории Министром иностранных дел БССР и даже представлял нашу страну на конференции ООН в Сан-Франциско. На столе американцы поставили табличку с буквальным переводом названия страны – «White Russia». Кузьма Киселёв возмутился и потребовал заменить на «Byelorussian SSR». Так что родоначальником борьбы за правильное написание и произношение названия вполне можно считать именно его.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Константин Степанец