Белорусских гребцов признали невиновными в употреблении допинга. Точку в деле накануне поставил Спортивный арбитражный суд в Лозанне. А сегодня в Национальном олимпийском комитете заявили, что готовят иск к Международной федерации каноэ, и потребуют не только материального возмещения (а речь идёт более чем о $2 млн), но и морального.
Кадры золотого финиша братьев Богдановичей теперь не дадут спокойно спать чиновникам из Международной федерации каноэ. Во всяком случае, Минск сделает для этого всё. Скандал с дисквалификацией мужской сборной Беларуси по гребле из-за якобы употребления допинга закончился так, как и предсказывали наши спортсмены и тренеры, – обвинения и претензии сняты. Но в Рио-де-Жанейро так и не стартовали не только Богдановичи – всего минус пять потенциальных олимпийских чемпионов.
Александр Богданович, олимпийский чемпион по гребле на каноэ: «Морально тяжело. Потому что они шли к Олимпиаде не четыре года, а я уже шёл 20 лет своей жизни, чтобы закончить этими Играми».
Сейчас НОК Беларуси готовит встречный иск: компенсировать и судебные издержки (это $80 тыс.), и средства, затраченные за четыре года на подготовку атлетов. Это уже больше $2 млн.
История этой дисквалификации на самом деле комична. На сборах во Франции в апреле 2016 года в номера белорусских спортсменов ворвалась полиция, устроила обыск, а атлетов увели на допрос. Мол, есть подозрения, что через границу провезли нелегальные медикаменты. Запрещённых веществ не нашли, но не пойманный всё же почему-то вором оказался, и сборную дисквалифицировали на год. Белорусские функционеры тут же вылетели во Францию, обратили внимание полиции на то, что вина не доказана, и попросили, а затем и потребовали, не отбирать у гребцов права участия на Олимпиаде. Но в ускоренном рассмотрении дела Арбитражный суд в Лозанне отказал, и слушание состоялось только 7 ноября. И лишь в январе суд удовлетворил апелляцию.
Анатолий Котов, генеральный секретарь Национального олимпийского комитета Беларуси: «Нам нечего было скрывать с самого начала. Если помните, мы изначально информацию об этом деле полностью раскрывали в прессе. Как практика показала, ничего у них не было, всё это дело было шито белыми нитками».
Но злостными потребителями допинга пять белорусских спортсменов считались всю Олимпиаду. Её, увы, смотрели по телевизору те, кто в Бразилию собирался в ранге фаворита. Главный тренер сборной Беларуси рвал и метал во время всего процесса разбирательства – дескать, Международная федерация гребли «гребёт» в сторону от честного соперничества, его ребята – чисты. Когда это подтвердилось, но слишком поздно, Владимир Шантарович тоже был эмоционален.
О том, что руками (или вёслами) чиновников из Международной федерации каноэ кто-то устраняет фаворитов, говорили многие, и все честные федерации поддерживали Беларусь. Особенно Россия. Как только по подозрению в употреблении допинга право бороться за медали отобрали у белорусов, в Москве заявили, что нарушен главный олимпийский принцип – в спорте всё больше и больше политики. В сборной России по гребле говорят – в борьбе за справедливость теперь они надолго с белорусами в одной лодке.
Но что делать спортсменам, которые будут готовиться к следующей Олимпиаде, и помнить, что у них был шанс сверкнуть в Бразилии? НОК намерен отсудить у Международной федерации каноэ ещё и компенсацию за моральный вред, нанесённый атлетам. И шансы добиться справедливости, пусть и выраженной в денежном эквиваленте, есть, говорят те, кто уже успешно доказывал свою невиновность.
С другой стороны, деньги спортивный триумф не заменят. Для многих спортсменов именно эта Олимпиада была главной в жизни. А прославленный Александр Богданович и вовсе ушёл из большого спорта, так и не доплыв до медали Рио.
Александр Богданович, олимпийский чемпион по гребле на каноэ: «Сколько стоит ощущение, когда ты стоишь на пьедестале? Это бесценно. Потому что это мечта, а мечту купить нельзя».
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram