В ходе более чем пятичасовых переговоров президентов Беларуси и России достигнуты договорённости по всем спорным вопросам. В частности, принято принципиальное решение по рефинансированию долгов, договорились о скидке на газ и согласовали поставки нефти в полном объёме. Спорных вопросов в отношениях двух стран больше нет – заявили Александр Лукашенко и Владимир Путин по итогам переговоров. Что это значит в цифрах и действиях?
Этого момента, с одной стороны, ждали более пяти часов – столько продолжались переговоры президентов Беларуси и России – с другой, несколько месяцев – столько тянулись отдельные споры. По-настоящему напряжение от ожидания спало, когда президенты Беларуси и России заявили: спорных вопросов в двусторонних отношениях больше нет.
После этих слов, несмотря на поздний вечер, по информационным лентам полетели молнии-заголовки, ведь разброс тем действительно большой. Пожалуй, самым острым вопросом эксперты называли нефтегазовый. Стороны смогли определить схему взаимных уступок. Цена на природный газ снизится со следующего года. А нефть восстановит свои объёмы не позже 13 апреля. Кроме того, с Беларуси снимается обязанность поставлять в Россию миллион нефтепродуктов в год. Продать их дороже – значит, заработать, по оценке экспертов, около 150 миллионов долларов в год.
Владимир Семашко, заместитель премьер-министра Беларуси: «Будут возобновлены поставки нефти в Беларусь в тех объёмах, которые прописаны в действующем соглашении, то есть 24 млн тонн в год. Такие объёмы должны поставляться с нынешнего года и до 2024 года включительно. До 2019 года включительно 18 млн тонн из общего объёма будет направляться на переработку на НПЗ. Для нас это абсолютно приемлемо, это выгодно для заводов. Ещё 6 млн тонн будут "перетамаживаться" – мы применили такой термин, не буду вдаваться в тонкости, но важно, что пошлины от этой "перетаможки" будут поступать в бюджет Беларуси».
Всё это разрешит текущую ситуацию, а на будущее стороны подтвердили стратегию формирования общих рынков.
Ещё одна тема – финансовая. По итогам переговоров Москва в текущем году рефинансирует долговые обязательства Беларуси.
Василий Матюшевский, первый заместитель премьер-министра Беларуси: «Это вопросы, связанные с возможностью получения дополнительного рефинансирования от РФ. Речь о рефинансировании тех долгов, которые у нас сформировались в рамках нашей двусторонней повестки. Этот вопрос рассматривался ещё в прошлом году, и сейчас мы вернулись к нему и нашли возможное принципиальное разрешение. Это порядка 750 миллионов – это выплата процентов и основного долга».
Принято принципиальное решение. Впереди – работа российского Минфина, а затем и парламента, ведь такой шаг потребует корректировок бюджета соседней страны. Скорректировать работу наверняка придётся и Россельхознадзору. По мнению белорусского Минсельхозпрода, претензии, если и есть, то рассматривать их должны дней за 10-12. Красный свет для отдельных предприятий горит… с августа. Минск надеется, что продукция с заблокированных заводов вновь отправится в Россию уже в этом месяце.
Леонид Заяц, министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси: «На этой неделе соответствующие службы Россельхознадзора посетят наши предприятия. Безусловно, примутся меры, чтобы открыть доступ продукции этих предприятий на российский рынок. У нас 12 предприятий молочной отрасли, восемь мясокомбинатов и три крупные птицефабрики, которые лишены права продавать продукцию. Мы представили Россельхознадзору всю доказательную базу, что нарушений со стороны наших предприятий не наблюдается. Не в суде надо вопросы решать. У нас достаточно ума».
Блокировка поставок – не прямые убытки, а, скорее, потерянная прибыль. Но и это не помешало валютной выручке от экспорта белорусской сельхозпродукции подрасти за три месяца на 36%. К слову, во второй половине апреля в Москве пройдёт коллегия аграрных ведомств Беларуси и России. Ожидается, что там подпишут так называемые торговые балансы взаимных поставок продовольствия на этот год. Как и вопросы промышленности, их обсудят на Высшем Госсовете Союзного государства, который пройдёт в ближайшее время. На кону сохранение машиностроительного комплекса Союзного государства. И если определено, как выстраивать отношения внутри Союза, то как быть с партнёрами вне его? Речь, прежде всего, о Европейском союзе и Соединённых Штатах.
Владимир Макей, министр иностранных дел Беларуси: «Президенты были едины в том, что нынешняя ситуация не устраивает никого. Я имею в виду санкции между Россией и западными партнёрами. Санкции никогда не приводили ни к чему хорошему. И сейчас они не приведут ни к чему хорошему, и рано или поздно они будут отменены. Мы это прошли на собственном опыте. Россия, как сильное государство, она выстоит, никто не поставит её на колени. Но самое главное, о чём вчера говорили Президенты, – это то, что даже в этих условиях необходимо продолжать равноправный, откровенный, искренний диалог со своими партнёрами».
И, конечно, безопасность. Вопрос не встал лишь вчера, но актуальности ему явно добавилось.
Владимир Макей, министр иностранных дел Беларуси: «Мы можем победить в результате совместных усилий. В последнее время увеличилась какие-то обвинения между Востоком и Западом в адрес друг друга. Мы категорически против, и об этом говорили Президенты, против нагнетания, возврата к старым временам, когда шла гонка вооружения, когда раздавались взаимные обвинения в адрес друг друга. Это ни к чему не приведёт».
Очевидно, что встреча президентов проходила далеко не в самых комфортных условиях. Но тем ценнее договорённости, которых удалось достичь.
Наталья Эйсмонт, пресс-секретарь Президента Республики Беларусь: «Прежде всего, следует отдать должное президенту Российской Федерации и в целом нашим российским коллегам. Несмотря на сложнейший эмоциональный фон, а сообщение о трагедии в метро поступило за считанные минуты до начала встречи, переговоры были максимально конструктивными, очень подробными, и сторонам удалось разобраться со всеми имеющимися нюансами и деталями. Конечно, на протяжении всей встречи делались перерывы, во время которых президенту России докладывалась информация из штаба о ситуации в целом и ходе расследования».
В поисках ответов на вопросы, которые последнее время сложно было комментировать чиновникам двух стран, всё громче звучало мнение экспертов. Сегодня, когда разногласия, кажется, сняты по всем вопросам, они уверены: по-другому и быть не могло.
Алексей Гривач, заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности России: «Это тот компромисс, о котором много раз говорили в экспертном сообществе. У нас высокий уровень стратегического взаимодействия. Мы партнёры по многим интеграционным процессам. Поэтому у спора должно было найтись приемлемое разрешение для обеих сторон».
Алексей Мухин, директор Центра политической информации: «Россия и Беларусь – стратегические партнёры. Иначе и быть не могло. Мы всё равно должны были договориться. Это был лишь вопрос времени и нервов. Думаю, Президент Лукашенко и президент Путин подумали о будущем, о стратегическом развитии между двумя странами. Особенно это касается инфраструктурного слияния промышленных потенциалов. Это делается для того, чтобы в дальнейшем избегать подобного рода кризисов».
Юрий Крупнов, политолог: «Это говорит о том, что Союзное государство и Евразийская интеграция победили и побеждают. Это самое главное, хотя я здесь согласен с Александром Григорьевичем, что огромное число вопросов – это не уровень президентов. И, по сути, президенты оказываются последним ресурсом, способным расставить все точки на “i”».
Двигаться дальше – это работать не только над укреплением Союзного государства, но и Евразийского экономического союза. В последнее время всё чаще заговорили: пока не выстроен диалог, непросто разобрать голос каждого в формате большой «пятёрки».
Подписывайтесь на нас в Telegram