Александр Лукашенко встретился с главой Чувашской республики. Этот российский регион, как и все остальные, – давний партнёр Беларуси. Сотрудничество с ним развивается, товарооборот растёт. Но при этом остаются направления, которые ещё можно осваивать.
Михаил Игнатьев в Беларуси бывал и раньше, устанавливая связи с Минском в должности министра сельского хозяйства Чувашской республики. Последние пять лет этот регион он возглавляет и экономическое развитие не представляет без участия белорусов. Говорить об истории Чувашии Михаилу Игнатьеву не пришлось. Книга, которую он подарил Президенту, оказалась лучшей рекламой и в каком-то смысле даже задала тон всей встрече.
Чувашская республика со столицей Чебоксары находится в самом центре европейской части России. И благодаря изобилию рек, а в регионе их более 2000, среди которых основные Волга и Сура, является популярным местом отдыха у россиян. В статусе самостоятельного субъекта в составе федерации Чувашия с 1992 года. Как и другие республики, имеет свою конституцию и два государственных языка: чувашский и русский. Найти общий язык с белорусами проблем не составило ни в гуманитарном, ни в торгово-экономическом сотрудничестве. За последние три года товарооборот увеличился в 2,5 раза, правда, в основном за счёт белорусского экспорта.
Большой интерес партнёры проявляют к достижениям белорусского агросектора. За опытом и технологиями приезжали к нам ещё в советские времена. После периода стагнации чуваши всерьёз взялись за восстановление сельского хозяйства. Наряду с хмелеводством, а в этой отрасли, закрывая 80% российского рынка, Чувашская республика практически монополист, регион развивает мясомолочное направление и растениеводство.
Большое внимание в регионе уделяют личным подсобным хозяйствам. На них приходится 70% производства молока и мяса и до 80% овощей и картофеля. Как отметил глава Чувашии, многие фермеры, несмотря на огромный выбор техники, остаются верны белорусским производителям, а трактор «Беларус» считают незаменимым в хозяйстве. В прошлом году «Бобруйскагромаш» не успел презентовать в Чувашии передвижной картофелесортировочный пункт, как его тут же купили местные аграрии.
Ещё один производитель, востребованный в Чувашии, – Минский автомобильный завод. Сейчас в регионе работает почти 3000 белорусских грузовиков и автобусов. И руководство региона намерено обновить автопарк. Какими видами, когда и в каких объёмах, делегация Чувашии эти вопросы обсуждала с руководством автозавода.
Предложение Александра Лукашенко объединить белорусские и чувашские предприятия в единую производственную цепочку имеет все основания для реализации. Тем более есть стартовая площадка. Чебоксары считаются центром приборостроения. Исторически здесь сосредоточено производство электротехнической продукции – 40% всего российского рынка. Для повышения конкурентоспособности и выхода продукции на внешние рынки в Чувашии создаётся электротехнический кластер, который уже объединил более 50 предприятий, в том числе научно-исследовательские центры и конструкторские бюро. На долю кластера приходится каждый пятый рубль от отгруженной продукции обрабатывающих производств и каждый третий рубль машиностроительного комплекса.
Обсуждение выгодных проектов для обеих сторон во второй половине дня продолжилось в правительстве. Премьер-министр Андрей Кобяков уточняет: Беларусь готова делиться собственными технологиями и разработками. Причём не просто поставлять товары и оказывать услуги в Чувашии, но и готова предложить удобные финансовые инструменты – лизинг и кредитование.
Чувашия в свою очередь готова делиться наработками в сфере энергетики. 40% электросетей в России построены при участии именно чувашских компаний – это серьёзный опыт. Поэтому с учётом активной модернизации энергетических объектов в Беларуси развитие отношений в этом направлении перспективно. И стороны уверены, что двустороннему сотрудничеству ничто не помешает, ведь крепки не только производственные связи, но и гуманитарные связи. Вместе с делегацией глава Чувашии посетил Музей истории Великой Отечественной войны и возложил цветы к Монументу Победы.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram