Александр Лукашенко потребовал вывести нефтеперерабатывающие предприятия на более эффективную работу

​Белорусской нефтепереработке нужно преодолеть спад и выйти на новый уровень работы – потребовал на совещании Президент. Стратегическая сфера для страны вот уже несколько лет теряет свои позиции. И это несмотря на то, что в нее вложены немалые силы и средства. Но до 2019 года, поручил Александр Лукашенко, нефтеперерабатывающие предприятия должны завершить модернизацию, чтобы эффективно работать в новых экономических условиях.

Белорусской нефтепереработке нужно преодолеть спад и выйти на новый уровень работы – потребовал на совещании Президент. Стратегическая сфера для страны вот уже несколько лет теряет свои позиции. И это несмотря на то, что в нее вложены немалые силы и средства. Но до 2019 года, поручил Александр Лукашенко, нефтеперерабатывающие предприятия должны завершить модернизацию, чтобы эффективно работать в новых экономических условиях.

Изопентан, алкилат изомеризат – у них непростые названия и ещё более сложный для неискушённого человека процесс производства. Но способ применения высокооктановых компонентов элементарный: просто добавить в бензин. Чем выше октан, тем лучше качество. 92-й, 95-й, 98-й.

Раньше техпроцесс в Мозыре напоминал пресловутую отвёрточную сборку – высокооктановые компоненты приходилось покупать за границей. Теперь сразу три новейших комбинированных установки делают продукт по лучшим мировым стандартам. Это, по сути, отдельный мини-завод мощностью 750 тысяч тонн в год. Обошёлся недёшево – более 340 миллионов долларов. Но окупиться должен за семь лет, а для эволюции отечественной нефтянки это даже не ступень, а скоростной лифт.

Владимир Сизов, заместитель генерального директора Мозырского нефтеперерабатывающего завода: «Благодаря модернизации мы достигли параметров качества по автомобильным бензинам и дизельному топливу, которое соответствует самым современным мировым требованиям. По европейским стандартам это Евро-5».

Конкуренция на международном рынке значительно возросла. И, если бы не собственные комбинированные установки и другие этапы модернизации, завод не только не вышел бы на новые страны, но и потерял бы традиционных покупателей. Однако крупнейший и, в общем-то, судьбоносный в истории предприятия проект ещё не завершён – комплекс глубокой переработки нефти пока строится.

Весь проект должны завершить к 2019 году. Эта установка увеличит глубину переработки нефти до 90%, а выход светлых нефтепродуктов до 66%.

То есть в качественное топливо превратят даже ту часть нефти, из которой сегодня получается в лучшем случае мазут. Что это даст государству? Рентабельность. Нефтепродукты, которые производят белорусские заводы, будут выгодны, даже если покупать сырьё по рыночным ценам, вне зависимости от квот и настроения российских партнёров. Для простых белорусов это приемлемые цены на топливо. И сейчас лишь единичные страны могут похвастать стоимостью литра бензина меньше доллара. А если учесть деньги, которые получает бюджет от экспорта, с прицелом на медицину, образование и другие значимые сферы, то от ситуации в нефтепереработке зависит фактически каждый.

Логистика удобная, потенциальные объёмы огромные. Почти треть отечественных нефтепродуктов покупает Украина, но всё же больше половины уходит в страны Евросоюза с львиной долей Великобритании и Нидерландов. Такая географическая структура – лучшая реклама белорусского продукта. Однако в прошлом году экспорт нефтепродуктов из Беларуси снизился на 40% до 4 миллиардов долларов. Сказалось уменьшение поставок нефти из России, а закупить сырьё в других странах, не завершив модернизацию, заводы не могли.

Динамика экономической деятельности за последние шесть лет наглядно демонстрирует влияние основного поставщика. Изменились ценовые условия на поставку российской нефти – в 2010-м «просели» и объёмы и рентабельность. В 2013-м переработка лишь немного сбавила обороты, а вот рентабельность снизилась почти втрое. Прошлый год из-за снижения поставок и падения мировых цен закончили с антирекордом по всем показателям.

Диверсификация и модернизация. Эти слова хоть и набили оскомину, но без них экономике не выжить. Особенно если дело касается нефтепереработки.

Промедление с модернизацией умножилось на падение мировых цен на нефть. Если раньше баррель падал, но быстро поднимался, то после 2014 года стало ясно: прежние цены в ближайшем будущем не вернутся. Последние договорённости в организации стран-экспортёров ОПЕК позволяют надеяться хотя бы на стабилизацию нынешних расценок.

С учётом ограничения добычи нефти, Всемирный банк даёт прогноз на этот год 55 долларов за баррель, на следующий – 60. Россия не входит в ОПЕК, но в организации 14 стран, которые контролируют 2/3 всех запасов нефти на планете. И хотя Беларусь не в лидерах по добыче, переработка также зависит от цен на сырьё. Чем она выше, тем больше маржа от нефтепродуктов, да и спрос лучше. Президент влияние мировой конъюнктуры признал, но отметил просчёты правительства в стратегии развития отрасли.

Особое внимание – ключевым предприятиям нефтехимии. Завод в Мозыре, «Нафтан», «Могилёвхимволокно», «Белшина», «Гродно Азот» – это не просто градообразующие предприятия – от них зависит экономика всей страны.

На завершение модернизации в Мозыре и Новополоцке нужно в сумме свыше миллиарда долларов. Выделять деньги будут как из собственных средств предприятий, так и за счёт кредитных ресурсов. Помимо банковской сферы, плечо может подставить и Китай. Речь об этом шла во время недавнего визита Александра Лукашенко в Пекин.

Не взирая на мировую конъюнктуру, до 2019 года нефтеперерабатывающие предприятия Беларуси должны полностью завершить модернизацию. Это поручение Президента. Объекты Александр Лукашенко обещал принять лично.

Подписывайтесь на нас в Telegram