«Чёрный список» в строительстве: как туда попадают и как из него выбраться?

Рабочая группа по проблемным вопросам строительной отрасли продолжает поездки по долгостроям. В этот раз – без объявления даты визита – контролёры проверили стройплощадки сразу в трёх областях.
Рабочая группа по проблемным вопросам строительной отрасли продолжает поездки по долгостроям. В этот раз – без объявления даты визита – контролёры проверили стройплощадки сразу в трёх областях.

Правда, в Гродно, уверены, их уже ждали. Непривычно много строителей оказалось на объекте. Но пока практики инспектируют, теоретики ведут дебаты – как на бумаге отладить строительный процесс? Заседание рабочей группы накануне выдалось жарким.

Гродненская область

Не сдаются в Гродненской области пока 9 домов. Инспектировать сегодня решили один из самых «древних» – два кооператива под него создали ещё в 2011 году. С тех пор прошло немного времени, и нуждающимся предложили разойтись и подыскать себе другие варианты улучшения жилищных условий. Дескать, денег строить нет. Сейчас здесь уже отделочные работы. В сентябре обещают ключи. И как не обещать, если инспекторы заверяют: переносов сроков больше не будет.

Олег Дашкевич, главный инженер предприятия «Минскпромстрой»: «Они воспользовались нашей информацией, что мы сюда едем и начали наводить здесь порядок и увеличивать внимание. Моё впечатление, что те сроки, те заверения, что они дали, они их исполнят в любом случае – это будет под контролем и местных властей, и наших работников».

Делегация рабочей группы по проблемным вопросам отрасли в Гродненской области не только с проверкой, но и профилактики ради. Дом в Ивье пока не значится в списке проблемных. Но вскоре может туда попасть.

Александр Садовничий, первый заместитель председателя Комитета государственного контроля Гродненской области: «Есть в районах руководители, у которых сроки ввода объектов – ноябрь, декабрь. Они думают: вот сейчас прекратится рабочая группа в сентябре, и мы потихоньку отсидимся за спинами, отработаем по старинке».

Могилёвская область

«Чёрный список» могилёвских строителей внушительнее – 22 дома. Все должны ввести до конца года. А дом для многодетных семей обещают сдать уже в августе. Разрешимым оказался и вопрос цены метра: подрядчик снизил её за свой счёт. Цена в Br5 млн 300 тыс не устроила будущих новосёлов. Положено Br4 млн 600 тыс для нуждающихся – будьте любезны.

А вот жильцам могилёвского Спутника придётся потерпеть. Дом начали строить три года назад, но его готовность и по сей день в районе 70%. Подрядчик – Бобруйский комбинат железобетонных изделий – взвалил на себя неподъёмный груз.

Людмила Непапушева, начальник отдела Комитета госконтроля по Могилёвской области: «К сожалению, предприятие является убыточным и построить больше одного дома не может. Ситуация должна измениться, так как облисполком оказывает помощь – выделил бюджетную ссуду».

Гомельская область

«К нам едет ревизор» актуально сегодня и для Гомельской области. Здесь порядка 50 проблемных домов! Постепенно сдаются, но как? Дом в Жлобине ввели ещё в конце июня. Только вот про отделку забыли. Какого же было удивление новосёлов! Акт выполненных работ подписан, а отделки нет. Вернул строителей в «черновые» квартиры Госконтроль. И сегодня – спустя месяц – качество работ проверяли не только жильцы, но и замминистра архитектуры и строительства.

В декабре должны ввести ещё один дом. На взгляд рабочей группы, маловероятно. Но заверениям строителей не просто верят, их берут на контроль. Избежать встречи с контролёрами не удастся и другим регионам.

Но пока практики строительного процесса инспектируют, теоретики спорят – как согласовать действия всех занятых в строительстве ведомств? Накануне это обсуждали на заседании рабочей группы по проблемным вопросам отрасли. Строительство – это всегда работа в команде. Но и к проекту, и к уже готовому объекту различные органы выставляют свой ряд требований – не всегда согласованных между собой. К примеру, о проекте застройки одного из районов Минска не смогли договориться Минприроды и МЧС. Одни борются за сохранение зелени в округе и говорят: давайте построим дома как можно выше. Другие им в ответ: нет техники, чтобы в этом месте обслуживать высотки.

Александр Андреев, начальник управления Министерства природы и охраны окружающей среды Беларуси: «В итоге район запроектирован 9-этажными домами. Нерациональное использование территорий, несоблюдение параметров, так как нет возможности размещения достаточного количества парковочных мест, соответственно озеленённых территорий. Это всё тянет за собой ряд последствий. Этот вопрос мы рассматривали у председателя Минского горисполкома, было сказано, что исполком решает вопрос закупки вертолёта для разрешения этой проблемы. Вертолёт закупим – несколько домов обслужив, но в целом проблема для такого мегаполиса не решается».

Владимир Рафальский, начальник управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси: «Есть генеральный план Минска, есть норматив радиуса обслуживания депо. Если в радиусе обслуживания депо нет техники – представьте ситуацию, когда мы приедем и людей спасать не сможем».

Александр Якобсон, председатель Комитета госконтроля Беларуси: «Мы сегодня даже не задумываемся, что прежде чем что-то запроектировать, надо запроектировать сети, водопровод. Точно так же в инфраструктуру должны входить и эти пожарные депо, зная генеральный план – какая там застройка, какая этажность. У нас это просто от неправильных управленческих решений».

Ещё один пример разнобоя согласований – строящийся завод по выпуску МДФ в Речице. Начальный проект оценили немцы. Наши же специалисты его, мягко говоря, подкорректировали.

Геннадий Коротченко, директор предприятия «Гомельдрев»: «Было 10 гектаров земли – немцы сказали, что этого достаточно для завода такой мощности. На сегодня после прохождения всех экспертиз, согласований сказали – 34 гектара территория. Вот и всё. Комментировать больше просто трудно».

Жалобы на устаревшие нормы – это привычно. Новое веяние – незнание того, что нормы меняются. Так, зачастую объект можно удешевить, стоит только грамотно спроектировать. К примеру, обеспечить ту же противопожарную безопасность можно по-разному. Попросту говоря, по-типовому либо современно. Когда проект строительства нового здания музея Великой Отечественной проверило МЧС, из сметы вычеркнули почти Br2 млрд! Сумма на ненужные противопожарные конструкции и помещения.

Владимир Рафальский, начальник управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси: «Не все проектные организации используют данные возможности, и по некоторым объектам даже были поручения Совета Министров – заставляли это сделать».

Получается, правила становятся гибче, но их не читают? Заставить сложно. В институтах ведь на «проектировщиков» не учат. Но! Если специалист не достаточно квалифицирован, он может просто обратиться в МЧС, чтобы там проект подредактировали в соответствии с противопожарными нормами. Причём цена такой услуги – в Br2-3 млн – не сопоставима с размерами экономии. Тут уж копейка может сберечь не просто рубль, а миллиарды. И сейчас на рассмотрении у группы вопрос – может, стоит сделать такие расчёты обязательными для проектантов? Тогда и пересогласований не будет. Что и с кем, а главное – когда – нужно согласовать, пропишут в так называемых блок-схемах. Именно по ним будут работать инвесторы и застройщики.

Андрей Кобяков, глава Администрации Президента Беларуси: «Я прошу, чтобы здесь были включены и темы, связанные с согласующими организациями – МЧС, санитарные, ветеринарные, экологический, энергетический надзор и так далее. Чтобы это всё было здесь отражено. Должны быть вставлены эти процедуры – то ли согласования, то ли подтверждения – но такие, чтобы те, кто принимает решения, имели необходимый минимум информации, которая достаточна для принятия решений – это раз. И второе – что после принятия этих решений, если возникают вопросы, которые должны были быть выявлены на стадии его принятия, этот человек, который принял решение, будет нести за это ответственность. Это два. Причём жёсткую материальную. И прочую».

То есть если «добро» на строительство однажды дали, второго раза быть уже не должно.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

 

Подписывайтесь на нас в Telegram