Накануне это обсуждали на очередном заседании рабочей группы по проблемным вопросам строительной отрасли. Теперь на местах предстоит разобраться в каждой конкретной истории.
Это жильцы долгостроя в Бресте, печально известного на всю страну из-за серии репортажей о пострадавших в финансовой пирамиде фирмы «Облик», которая за счёт одних дольщиков достраивала дома других. Итог: сроки сорваны на три года, а жильцы теперь не могут разобраться, кто будет доплачивать за стройку.
Нина Алексеева: «ЖСПК у нас имеет два лагеря: «стопроцентники» и льготники. И «стопроцентники» требуют, чтобы мы достраивали этот дом за свои деньги, а мы боремся за то, что это неправильно, мы же не брали у них деньги, брал "Облик"!»
Как льготники оказались участниками стройки «элитного» жилья – ответа нет. Но факт остаётся фактом: из 84 квартир 24 строятся с господдержкой, квадрат подорожал в три раза.
Таких историй немало. Нуждающиеся, попавшие в дорогую стройку, не могут из неё выйти, банк не позволяет. Но и доплатить не в состоянии. Здесь уже не до сроков – хоть подрядчик и обещает сдать дом уже в этом году, кто в него вселится – большой вопрос. Сегодня в Брестской области 22 долгостроя. Отчитываться – через несколько дней.
Андрей Кобяков, глава Администрации Президента Беларуси: «Там был целый ряд поручений, они брали месяц. 5 августа он истекает, 6 августа – доклад Брестского облисполкома. Что касается ввода проблемных домов, то кое-какой результат пошёл. Но это не должно быть предметом нашего самоуспокоения. Потому что чуть ослабил внимание – и эти результаты могут превратиться в противоположные. Вы помните, что у нас сформированы группы, которые выезжают на места, чтобы проверить поручения по вводу домов в 2013 году».
Начали контролёры с Минской области – лидера по количеству замерших строек – 106 домов. Причём большинство из них сразу не числились в официальной статистике – по бумагам долгостроев было в пять раз меньше. Помогла «Горячая линия» – она по-прежнему работает. И с обсуждения звонков начинается каждое заседание рабочей группы. Правда, в этот раз акцент в разговоре сделали на домостроительные комбинаты. Из 20 по плану перевооружились только 7. В год они могут выдавать 2 миллиона квадратов жилья, этого достаточно, чтобы все нуждающиеся получили свои квартиры. Только вот оказалось, что госзаказ чаще уходит не к обновлённым заводам.
Александр Якобсон, председатель Комитета государственного контроля Беларуси: «Я в третий или пятый раз задаю вопрос: почему в Республике Беларусь имеющиеся мощности для строительства дешёвого квадратного метра загружены не полностью, а на 83%? И в каждой области мы встречаемся с дорогими квадратными метрами для этой категории людей».
Как правило, «другие конструктивные системы» – это дома из штучного материала. К примеру, кирпича, который от крупной панели отличается, в том числе, и более дорогой ценой. И такие «конструкции» никак не вписываются в стоимость 4 миллиона 600 тысяч за квадрат. Поэтому когда областные власти, принимая решение строить дома, руководствуются не вопросом цены, а задачей загрузить работой именно свои комбинаты, нуждающиеся вынуждены заранее соглашаться на метры не по своему карману.
Загруженность могилёвского домостроительного комбината – всего 30%. Новая линия здесь с 2011 года и с мощностью выпуска 110 тысяч квадратных метров усовершенствованных плит может легко собирать 13 домов в год с квартирами любой планировки. По факту ДСК из своих новых плит построил всего один дом, как только линию запустили, ещё два в прошлом году, а задание – три дома в этом году – на самом предприятии уже признают невыполнимым.
Людмила Непапушева, начальник отдела Комитета госконтроля Могилёвской области: «Ситуация складывается так, что ДСК не имеет собственных оборотных средств на приобретение материалов для изготовления продукции. Ему должны заказчики за выполненные работы. На сегодня законодательная база такова, что невозможно направление авансов на приобретение сырья и материалов. Поэтому сегодня в Могилёве строятся всего три дома из модернизированной серии».
Ещё 10 домов Могилёвский ДСК строит из старых плит, объясняют: на эти дома есть проекты – они тоже стоили денег, как эти убытки списать? Тем более что на новые конструкции документация только разрабатывается. Эту деталь, когда составляли бизнес-план на 225 миллиардов – столько стоило перевооружение – не учли. Теперь ждут 2014 года. Надеются, что к этому сроку смогут перейти на свои условно «новые» плиты. В похожих ситуациях сейчас находятся Светлогорский и Витебский ДСК. Как загрузить их работой и ещё раз не наступить на те же «грабли», будет решать Министерство архитектуры и строительства. Эти и другие итоги работы группы войдут в проект Указа по реформированию строительной отрасли. Документ ляжет на стол к Президенту уже в сентябре.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram