Более 40 белорусских дальнобойщиков оказались в Узбекистане едва ли не в плену. Груз они доставили ещё 20 мая, но вернуться на родину не могут до сих пор. Всё это время жить они вынуждены в кабинах своих же большегрузов. А температура воздуха в южном городке даже ночью не падает ниже 30 градусов.
До восьми вечера там работает... туалет. Антисанитария, как говорится, на лицо. То, что едва ли можно назвать «душем», – по-соседству. В таких условиях, да ещё в самый зной, белорусы живут уже не первую неделю. 9 мая они выехали в узбекский Термез, более чем за 4 тысячи километров от дома, на границу с Афганистаном. В пункт назначения прибыли 20 мая. И дальше – ни с места.
Дмитрий Ковалёв, дальнобойщик по телефону из г. Термез (Узбекистан): «Живём в машинах, температура днём 45-48 градусов, ночью опускается в лучшем случае до 30. Местную кухню желудки не выдерживают. Свои продукты, что были, уже закончились. Кормят обещаниями, что вот-вот-вот пойдёт работа. Это первый раз такая ситуация, раньше были похожие, но они как-то решались более-менее быстро».
Деньги экономят как могут. Нужно звонить домой и постоянно держать включённым кондиционер. И подобные ситуации действительно были. Прошлой зимой белорусские дальнобойщики застряли всё в том же Узбекистане. Правда, из-за непогоды. Пустыня, что стала снежной, неделю продержала при тридцатиградусном морозе. А вот очередь из большегрузов ровно год назад. Путь следования – транзит через Узбекистан в соседний Афганистан. Разные времена года – перевозчик один и тот же.
То, что вызволить белорусов пора бы, да непросто, перевозчик признаёт. Вот на столе их 44 фамилии. Говорит, схема работы водителя-международника в этом проекте такова: прибыть нужно в Термез, дальше прицеп с грузом забирают в Афганистан. И как только из-за границы возвращается свободный прицеп, дальнобойщик его забирает и выезжает домой. Отсюда вопрос: почему всё это время пустые прицепы не выходят из Афганистана?
Виктор Прошкович, директор белорусско-болгарского предприятия международных перевозок: «Стоит, на самом деле, шесть фирм. Поляки, болгары, латыши, россияне и две белорусские компании. Нам сложно, конечно, судить о причине простоя, потому что где-то это может быть коммерческой тайной нашего заказчика. Но по информации не совсем официальной, есть проблема с таможенными платежами у нашего заказчика с Афганистаном. Всё остановлено, границу никто не пересекает именно по этой причине».
Заказчик, кстати, – болгарская сторона. Что она не поделила с афганскими партнёрами, узнать едва ли возможно. У директора не то выходной, не то и вовсе отпуск.
Ситуацию усложняет и то, что в Афганистане нет белорусского диппредставительства. И даже по совместительству там никто не аккредитован. А вот посольство нашей страны в Узбекистане проблем не видит и о тяготах земляков-дальнобойщиков не знает. Но уже, кажется, и начинать спасательную операцию было бы поздно. Перевозчик пообещал завтра начать выводить свои большегрузы домой. По пять машин в порядке, в котором они когда-то въезжали в Узбекистан. А ещё дальнобойщикам обещали дополнительные командировочные, в том числе и за простой. Если это, конечно, сможет сгладить впечатления от явно затянувшегося вояжа.
Подписывайтесь на нас в Telegram