Мясникович: «Необходимо сформировать полноценный общий рынок товаров и услуг и двигаться дальше, создавая соответствующую инфраструктуру»

Реализовывать принятые на заседании Совета глав правительств стран СНГ в Минске решения будут промышленники и предприниматели. На своём форуме деловые люди стран-участниц Единого экономического пространства говорили о том, как им придётся работать в новых

Реализовывать принятые на заседании Совета глав правительств стран СНГ в Минске решения будут промышленники и предприниматели. На своём форуме деловые люди стран-участниц Единого экономического пространства говорили о том, как им придётся работать в новых условиях.

Такое количество деловых людей в одно время и в одном месте смогла принять, конечно, лишь «Минск-Арена». Масштабная площадка под стать новой, интеграционной. Евразийский экономический союз конструировать во многом им, бизнесменам. Серьёзное подспорье – нормативная база Таможенного союза. Сегодня около 70% продукции стран «тройки» подпадает под её регламенты. Но административные барьеры – то, о чём раньше боялись говорить вслух. Диалогом власти и бизнеса называют сегодняшний форум.

Около 600 деловых людей разделили на 5 секций: от транспорта и логистики – пожалуй, самых проблемных сфер
– до туризма. Все они должны, по большому счёту, честно признаться друг другу в нестыковках работы. И, к слову, представителей Казахстана в этом плане называют едва ли не самыми смелыми. Но проблемные моменты здесь обещают не просто обозначить, а договориться, как их решать. Эти решения затем представят главам правительств.

Владимир Саламатов, председатель комитета Торгово-промышленной палаты России по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ: «Мы должны сами себя заставить понять, что правила игры на рынке должны быть одинаковые для всех, и тогда побеждает тот, кто предоставляет более качественные товары или услуги и по более разумным ценам. В этом суть экономической интеграции».

Свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы
– как четыре кита, на которых основывают Евразийский экономический союз. Это долгосрочный проект. И здесь тот, кто гонится за сиюминутной выгодой, фактически становится наперекор своим же союзникам. К примеру, промышленники жалуются на якобы неподъёмные в 15-20% выплаты по банковским кредитам. Мол, с так называемыми дешёвыми деньгами производить было бы легче. Но как тогда выживать самим банкам? Они, в свою очередь, делают ставку на средний и даже малый бизнес. То есть на смену продукции производственных гигантов, на их взгляд, должны прийти товары ежедневного потребления.

Султан Маренов, председатель правления ЗАО «БТА Банк» (Казахстан): «Этот спрос будет постоянным и не зависит от каких бы то ни было колебаний на мировых рынках. Потренировавшись в рамках Таможенного союза по продаже, они смогут уже выйти на внешние рынки. Поэтому я думаю, что самая идеальная задача будущего ЕЭС – продавать вне нашего Союза товары и услуги, заполнять нашими товарами их иностранные рынки».

Другое дело, что последовательности действий для малого и среднего бизнеса нет. По сути, каждая торговая сделка на новых рынках как прецедент. Разработка пошаговой схемы действий ложится на плечи сегодняшних делегатов. Если же производители из третьих стран, скажем, демпингуют (намеренно занижают цены на аналогичную продукцию), Беларуси приходится просить помощи у союзников-россиян. Россия как член Всемирной торговой организации может самостоятельно вести антидемпинговое расследование. Наша страна, будучи партнёром России, фактически работает по правилам ВТО, но преференций этой организации не получает. И сегодня это тоже тема для обсуждения членов ЕЭС.

Да и в целом позиционирование продукции как «Сделано в Беларуси», или «Сделано в России», или «Сделано в Казахстане» называют постепенно устаревающим. Если с общего таможенного рынка нужно выходить на мировой, то необходим и единый сертификат происхождения товаров. Такова задумка промышленных палат трёх стран. Но не меньше вопросов вызывает у них и импорт на территорию будущего Союза. Один из примеров – в сфере лёгкой промышленности.

Анатолий Харлап, председатель Союза некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)»: «Оказывается, что ввоз сырья, материалов, комплектующих, компонентов для лёгкой промышленности имеет большую таможенную пошлину, чем готовое платье, одежда, обувь – это нелогично».

Михаил Мятликов, председатель Белорусской торгово-промышленной палаты: «Много российских субъектов хозяйствования регистрируются в Казахстане. С чем это связано? Скорее всего, это связано с тем, что в Казахстане меньше налог на прибыль, меньше НДС, поэтому сегодня растамаживать грузы оказывается выгоднее в Казахстане и дальше поставлять на рынки России и Беларуси. Я имею в виду продукцию импорта, которая идёт из третьих стран».

Эксперты вообще уверены: товарооборот с тем же Казахстаном, хоть он в прошлом году и превысил миллиард долларов, мог бы быть ещё более весомым, если бы не высокие тарифы на железнодорожную перевозку грузов. Существует и проблема так называемых дозволов – разрешений на проезд по иностранной территории.

Владимир Гошин, Член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии: «Допустим, чтобы привезти груз из Германии в Казахстан, белорусскому перевозчику нужно иметь разрешение от Казахстана на совершение такой операции. Чтобы привезти такой же груз в Россию, нужно иметь их разрешение. В Евросоюзе любой перевозчик, который резидент этого экономического объединения, имеет право возить груз».

Но транспортники и таможенники трёх стран уже выходят на новую стадию взаимодействия. Заняты созданием «системы двух служб на границе». В автомобильных пунктах пропуска оставят только пограничников и таможенников. Между ними и распределят функции других организаций – санитарных, ветеринарных и так далее. И у России уже есть серьёзные подвижки. По последним данным, среднее время прохождения грузовика, что называется, от шлагбаума до шлагбаума, – 41 минута. На белорусской стороне время ожидания растягивается на два, а то и три часа.

Есть ещё и вопросы доступа к трубопроводному транспорту, линиям электропередач. Всё это не менее значимо, но и всё разрешимо – надеются бизнесмены и не сомневаются представители власти.

Несмотря на шероховатости организационные и законодательные, есть в создании новой интеграции очень важный момент – говорят все участники на одном языке. И запас времени ещё есть. Все разногласия должны сгладить к 1 января 2015 года, когда фактически заработает Евразийский экономический союз.

Подписывайтесь на нас в Telegram