На уходящей неделе наступило календарное лето. А значит, все задумались о том, где провести отпуск, чтобы и интересно, и с пользой, и не слишком накладно для кошелька.
В Беларуси мест для отдыха в последние годы становится всё больше – только сельских агроусадеб на территории страны уже несколько тысяч. Реставрируются замки. Особенно показателен в этом отношении Несвиж – культурная столица Беларуси в этом году. Разумеется, среди достопримечательностей достойное место мог бы занимать и Августовский канал, кстати, претендент на включение в список мирового наследия ЮНЕСКО. Тем не менее, пока туристы не спешат штурмовать эти берега. И тому по обе стороны границы есть причины.
Это видео и эти интервью (см. видео – прим. ред.) журналисты телеканала ОНТ снимали в 2005 и 2006 годах. Уже тогда чиновники обещали Августовскому каналу светлое туристическое будущее. Хотели, конечно, как лучше. А получилось… Прошло 7 лет, а светлое будущее по-прежнему где-то в конце тоннеля, точнее канала.
Семь лет назад Светлана Куль-Сельверстова в Белостокской политехнике ещё не преподавала. Тогда она возглавляла созданную в 2000 году при Госуниверситете имени Янки Купалы специальную лабораторию проблем региональной культуры. Сделать Августовский канал туристической жемчужиной Беларуси было одной из основных, если не сказать – главной, её задачей.
Светлана Куль-Сельверстова, преподаватель: «Я уже не хочу этим заниматься. Я считаю, что меня обидели. 8 лет я отдала на это дело. Я собрала огромный материал. Оказалось, что делала всё зря, всё это похоронено».
Реконструкцию белорусской части Августовского канала – уникального гидротехнического сооружения – начали в 2004 по указу Президента Александра Лукашенко. К 2006 почти 19 километров водного пути были приведены в порядок.
Реконструкция, сделанная под эгидой местного мелиоводхоза, с точки зрения мелиорации и аутентичности воссоздания шлюзов вполне качественная, но туристов, как показала практика, это не привлекло. А ведь именно с точки зрения туристической привлекательности предлагала воссоздавать канал Светлана Куль-Сельверстова. Насколько эффективными были её так и невостребованные предложения, сегодня сказать сложно. Но ведь и лучшей альтернативы никто тоже не предложил.
Светлана Куль-Сельверстова, преподаватель: «Наши бумаги даже никуда не пошли. Я спорила с архитектором. Но канал реконструировали всё равно по его проекту. Второй раз, когда УКС за это взялся, нам дали материалы. Ни копейки нам не заплатили, а университет вложил деньги. И мы перестали с ними сотрудничать. В результате имеем то, что имеем».
Имеем… пару сотен, в лучшем случае несколько тысяч туристов в год, далеко идущие планы по развитию туризма и вот такие, ломающие все эти планы, магазины. Этот в деревне Василевичи в нескольких километрах от канала. Тоскливо болтающийся государственный флаг на серой обшарпанной стене… Уж точно не такой должна быть визитная карточка туристической жемчужины страны. Но, видимо, у местной власти и «Белкоопсоюза» есть более важные дела.
Впрочем, сказать, что на Августовском канале за минувшие годы с мёртвой точки ничего не сдвинулось, тоже нельзя. Есть и положительные примеры. Из магазинов – это Августов. Вполне себе неплохое место. Но этот репортаж, пожалуй, больше не о том, что есть, а о том, чего по сей день, увы, нет.
Например, усадьба неподалёку от шлюза «Немново». Здесь уже принимают гостей, но по словам её хозяина Иосифа Виленто, на новом, очередном генплане развития канала его домов почему-то нет.
Новый генплан по заказу нового хозяина Августовского канала свободно-экономической зоны «Гродно-Инвест» создают в Минске в «БелНИИПградостроительства». На плане, который нам показали, усадьба не обозначена. Хотя, по словам специалистов, беспокоиться Иосифу Виленто не стоит. О нём не забыли, и на более детальных планах местности его участок отмечен.
С виду новый план обустройства Августовского канала весьма обстоятельный. Он включает несколько зон, предусмотрены места под реализацию инвестпроектов. Это и гостиницы, и кафе, и даже горнолыжный центр неподалёку. А чтобы туристам из-за рубежа было легче добраться до этих мест, предусмотрено создание новых пунктов пропуска.
Делается всё на совесть, но, увы, как это часто у нас бывает – в спешке. В ближайшее время генплан нужно представить заказчику, поэтому работать приходится по ночам. Свободная экономическая зона, действительно, торопит. Инвесторы, готовые взяться за дело, уже есть, а вот землю без генплана выделить нельзя.
Дмитрий Климёнок, заместитель главы администрации СЭЗ «Гродноинвест»: «Чтобы приготовить пирог, нужно знать, сколько и каких продуктов нужно использовать. Для этого есть поваренная книга. Так вот генеральный план – своего рода поваренная книга. Он даёт понимание, какие площадки возможны к застройке. Их площадь, плотность застройки, этажность, внешний вид и самое главное – вместимость».
Ответ землеустроителей менее образный, но тоже лаконичный и в соответствии с буквой закона.
К слову, свободная экономическая зона развитие канала пока двигает довольно быстро. В ведение СЭЗ Августовский канал перешёл по Указу Президента. Он вступил в силу в 2011. Если всё и дальше пойдёт по плану, то не исключено, что уже в этом году здесь начнётся строительство. Но всё же хоть и не хочется ставить под сомнение возможности и компетентность сотрудников СЭЗ, да и оснований для этого словно бы и нет, но всё же о том, что дела на канале, как говорится, «на мази», из уст чиновников мы уже слышали. Шесть лет назад.
Все эти годы Иосиф Виленто тоже экономил. На свои, в общем-то небольшие, доходы, своими силами построил два дома. Говорит, если бы мог, то ещё и дорогу бы проложил к своей усадьбе. А то ведь по нынешней клиент если и доедет, то возвращаться снова уже не хочет.
В соседней Польше тоже есть дороги не намного лучше этой. Но и россияне, и белорусы туда едут, не жалея ни подвески автомобиля, ни денег на визу, ни времени на её оформление. Любят отдохнуть на польской части Августовского канала и немцы, и итальянцы, и французы. Ежегодно от 300 тысяч до полумиллиона туристов. А всё дело в том, что там есть где отдыхать.
Всё это создавалось здесь годами. И в основном это частная инициатива. 13 лет назад Божена Белявска начинала бизнес с даже не дома – избушки. Сегодня она хозяйка популярного кафе и небольшого уютного отеля, что называется, семейного типа. Цены и на ночлег, и на еду здесь дешевле, чем в аналогичной белорусской усадьбе. Если поднять, клиент уйдёт к соседям, у нас же уходить зачастую некуда. Ещё один момент – всё это строилось и окупалось постепенно, у нас же зачастую нужно сразу вложить энную сумму, и, конечно же, её хочется побыстрее вернуть. Все это тоже влияет на цены. Кстати, на белорусской части Августовского канала из местных жителей, желающих развивать такой бизнес, увы, пока немного, существует около 12 небольших частных усадеб. Местные жители в этом смысле довольно инертны. А вот людям со стороны прийти сюда и начать с нуля весьма нелегко. В частности условия свободно экономической зоны развитию такого приусадебного мелкого частного сервиса не способствуют. Минимальная инвестиция для резидента СЭЗ – 200 тысяч евро.
Сергей Коледа, владелец туристической фирмы: «В своё время, когда готовился этот указ, я голосовал против и говорил, что 50 тысяч – это реальная цифра, которая позволила бы сюда войти. Не обязательно это должен быть большой инвестор. Может прийти и маленький. Сделал своё поле для палаток, сделал прокат байдарок и велосипедов».
У поляков никаких минимальных сумм инвестиций, конечно же, нет, но и свободной экономической зоны тоже нет, как, впрочем, и единой концепции развития региона.
Изабелла Писецка, заместитель бурмистра г. Августов (Польша): «С одной стороны у нас есть инфраструктура, но она тоже требует модернизации и развития. И когда мы хотим как-то в едином ключе её развивать, мы сталкиваемся с тем, что собственность на землю разная. Одному один кусочек принадлежит, другому – другой. Интересы у них разные, но каждый хочет заработать. Если бы концепция была изначально, то земля давалась и продавалась бы более системно. Вам в этом смысле проще, так как у вас будет строительство с нуля и земля в государственной собственности».
Если говорить о масштабных проектах, то поляки в Августове видят будущее канала в его совместном развитии. Это должно быть единое предложение двух стран.
Казимеж Кожуховски, бурмистр г. Августов: «Нужно вместе создавать единый продукт, продумывать маршруты, создавать совместные предприятия, которые будут и развивать инфраструктуру, и привлекать туристов».
К слову, поляков, желающих побывать в Беларуси, предостаточно. Но если для нашего человека визовые сложности на пути в Польшу не беда, а обычное дело, то поляки возне с получением визы чаще предпочитают отдых в пределах Шенгена.
Роман Рогозинский, лесник Августовского лесничества (Польша): «Интересно посмотреть, как в Беларуси, но проблема организовать это, бумаги всякие оформить… Говорят, что будет всё упрощённо, но так на деле... Год от года этого упрощения не видно. А желание большое поехать».
Марек Ровиньски, вице-председатель туристической организации (Польша): «В Беларуси есть что посмотреть. Этот стереотип, который пропагандирует польская пресса, нужно ломать. Нам нужно вместе заняться этой проблемой».
Дариуш Злыжало, бизнесмен (Польша): «Визы, точнее, порядок их получения – главный барьер. Надо ехать в Белосток 100 километров, подавать анкету, потом снова через 3-4 дня ехать назад забирать. В итоге, многие из тех, кто хотел поехать, отказываются. Хотя бы даже из-за того, что погода изменилась и дождь пошёл».
Кстати, какое-то время в Августове было белорусское консульство. Но ввиду небольшого количества туристов было упразднено, как, по всей видимости, нерентабельное. Можно, конечно, обойтись и без консульства, ведь был период, когда нашу визу, пусть и дороже, но зато быстрее оформляли в Национальном аэропорту Минск. Но сейчас эта услуга доступна только тем, в чьих странах в принципе нет белорусских консульств.
Но даже если бы при нынешнем порядке получения нашей визы тот же Дариуш Злыжало имел бы в Беларуси свою или совместную с кем-либо гостиницу или кафе, то туристов было бы у нас однозначно больше. Ведь в этом случае в туристической привлекательности нашей страны он был бы лично напрямую заинтересован. И любое, не совсем позитивное упоминание о Беларуси в польской прессе – это был уже укол, в том числе, и его бизнесу. Но есть одно «но».
Дариуш Злыжало, бизнесмен (Польша): «Если будет возможность иметь землю в собственности, то будет больше инвестиций. Моя компания была бы в этом заинтересована. Например, построить у вас отель или пансионат».
Сергей Коледа, владелец туристической фирмы: «Люди хотят знать, что то, что они построят, будет им принадлежать. Слово «аренда» для многих ругательное. Польские инвесторы говорят, что аренда – это зло. Они требуют гарантии на то, что они построят, а так как отдача длинная, то это они хотят знать, что это будет их. Заверить их в чём-то трудно».
Аналогичное мнение и у Александра Бартосика – хозяина лучшей экоусадьбы Беларуси по итогам республиканского конкурса 2010 года. Собственность в руках белоруса, любящего свою страну, или иностранца, уважающего наши интересы, – толчок к успешному развитию туризма.
Сложно сказать, какое именно будущее нужно Августовскому каналу. Как без ущерба объединить экологию и бизнес, а развивая туризм, не уничтожить духовную уникальность и самобытность этих мест? Очередное совещание по Августовскому каналу назначено на 5 июня. Хочется верить, что ключевыми темами на нём будут именно перспективы и пути реализации уже имеющихся планов, а сказанное там в ближайшие годы станет делом, а не поводом для очередного подобного сюжета – о возможностях упущенных, несмотря на желание.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram