Повод – текущий ремонт. Штукатуров здесь не видели уже пятнадцать лет. С момента открытия исторической резиденции прохудилась не только крыша.
Причинённый вред тут «карается законом». Дом Ваньковичей – памятник классицизма, ветшающий. Фасад минской усадьбы (как и у афинского Акрополя) – жертва не вандалов – среды. Окружение за два столетия сменилось.
Наталья Сычёва, заведующая филиалом Национального художественного музея Беларуси: «То есть стройка постоянно шла. И это неблагоприятные условия, которые сказались на наших помещениях. Они просто закоптились. Превратились не в парадные, а какими они были во времена, когда здесь были коммунальные квартиры».
Стены дома – деревянные, оштукатуренные. По моде эпохи Ваньковичей. И так случилось, следят за ремонтом сегодня не только музейщики. С фотоснимков – бывший владелец. Когда-то салон «пана Эдварда» считался самым светским уголком столицы.
Наталья Сычёва, заведующая филиалом Национального художественного музея Беларуси: «На реставрацию мы отдали гобелен наш знаменитый, Обесоновский, конца XVIII века. Мраморные наши скульптуры, одна из которых вообще найдена на территории усадьбы, помоют».
Тома – под счёт. Потерять – нельзя: национальное достояние. А у печи сегодня ожидает поэт-романтик. «Адам Мицкевич на скале Аю-Даг» – портрет-вершина знаменитого брата хозяина дома.
Премьера Года книги – первый в Беларуси альбом Валентия Ваньковича. Страницы ещё с запахом типографской краски. Детство, отрочество, юность… последняя графа: 12 мая 1842 года. Выходит, сегодня ровно сто семьдесят лет, как художника не стало.
И сегодня (парадоксально, но факт) – день рождения мастера, чей последний приют навсегда в Париже. А на Родине до сих пор – ни одной подлинной работы. Франция, Россия, Польша, Литва… Там хранят «кисти Ваньковича».
Владимир Прокопцов, директор Национального художественного музея Беларуси: «Такі куток у горадзе Мінску мы павінны вельмі актыўна выкарыстоўваць і абжываць, каб і камерныя канцэрты былі, і каб выставы дзіцячага малюнка. Не толькі ў музеі, але і вось у гэтым дворыку…».
…По которому ступал Ванькович. Ренессанс усадьбы – музейная мечта. Почему бы не появиться здесь арт-кафе, лавке сувениров? Бывшая «каретная» по-прежнему пустует, а господский дом – возрождают.
Подписывайтесь на нас в Telegram