В среду стало известно, что Президент Беларуси Александр Лукашенко воспользовался своим конституционным правом и принял решение о непомиловании Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалёва, осуждённых на смертную казнь за совершение теракта в минском метро 11
Рамки приличия
В среду стало известно, что Президент Беларуси Александр Лукашенко воспользовался своим конституционным правом и принял решение о непомиловании Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалёва, осуждённых на смертную казнь за совершение теракта в минском метро 11 апреля 2011 года.

Такое решение «принято ввиду высокой общественной опасности преступников, с тяжёлыми последствиями для общества совершённых актов терроризма и иных преступлений, сопряжённых с убийством большого числа людей, причинением гражданам многочисленных телесных повреждений».

В субботу стало известно, что приговоры в отношении обоих приговорённых приведены в исполнение. Вроде всё понятно. Тем не менее, нашлись люди, которые умудрились политизировать и сам факт теракта, и его расследование, и это решение Президента.

Через 24 дня Беларусь отметит скорбную дату – годовщину теракта на станции метро «Октябрьская». Даже год спустя у входа – живые цветы, а проходящие мимо люди нет-нет, да и остановятся. На мемориальной табличке – 15 фамилий, и каждый с ужасом думает, ведь на их месте мог быть и я. Весь год страна следила – сначала за ходом расследования, затем за судебным процессом над Коноваловым и Ковалёвым. 30 ноября Верховный суд вынес приговор: учитывая тяжесть содеянного – исключительная мера наказания – смертная казнь. Прошение о помиловании подал лишь один из приговорённых – Владислав Ковалёв.  Все ждали, каким будет решение Президента. Сам Лукашенко неоднократно говорил, что решать судьбу человека, пускай даже он убийца – это самое трудное в работе главы государства. Но каким бы трудным не было решение – оно принято. Президент отказал в помиловании террористам. И приговор привели в исполнение. А тема вновь стала одной из самых обсуждаемых.

Как водится, мгновенно отреагировал Интернет. Форумы запестрели комментариями. В отдельных случаях – далёкими от корректности. Мы сделали выборку наиболее адекватных.

Цитаты из Интернета:

«Конечно, по-человечески жаль и мать, и родственников осуждённых… А если бы осуждённых помиловали, сколько бы нашлось подражателей и последователей, зная что за убийство ничего не будет?!..».

ToR: «Чудовищу место в аду, куда его и отправили. Посмотрите в глаза родителям убитых ребят. Посмотрите в глаза тех, кто из-за выродков этих стал калекой. Никакого помилования».

«Мать жаль, а подумайте о матерях тех кого они по своей «прихоти» на тот свет отправили… Да и сами-то Ковалёв с Коноваловым о своих матерях думали?».

«Если бы их сразу не нашли, они ещё что-нибудь натворили. И ещё больше людей пострадало. Они не заслуживали помилования».

«Да. Мне стало легче, родственникам погибших стало легче. Легче стало всем, кроме оппозиции. Но это она довела власть до приведения в исполнение смертного приговора».

И действительно, в своей борьбе против Лукашенко деятели оппозиции готовы опереться на кого угодно – в том числе и на террористов. Не постеснялись даже мать одного из убийц Любовь Ковалёву сделать на какое-то время своим знаменем.

Главный редактор газеты «Ежедневник» Сергей Сацук вспоминает в одной и своих статей: «Сразу после оглашения приговора, находясь в Варшаве, на телевидении «Белсат», я стал свидетелем того, как известная белорусская правозащитница Людмила Грязнова учила мать Владислава Ковалёва, как нужно спасать своего сына. Что говорить, где говорить, на что давить, на кого давить. И главный постулат этого учения сводился к тому, чтобы максимально поставить под сомнение результаты проведённого расследования по теракту в минском метро и оказать на Президента Беларуси максимальное давление, используя различные СМИ и международные, а особенно европейские институты. Фактически это была уже политическая игра против режима, куда втягивалась совершенно непричастная к политике женщина».

Тем не менее, для особо ретивых и эти средства хороши. Чтобы использовать женщину в своей политической игре, в подобной ситуации даже не нужно было предпринимать особых усилий.

Сергей Сацук, главный редактор газеты «Ежедневник»: «Я тогда не выдержал, подошёл к Грязновой и спросил: «Вы объяснили этой женщине, что, вступая на эту политическую стезю, она сжигает за собой все мосты и сводит на нет все шансы на то, что Президент помилует ее сына?». Грязнова очень возмутилась и ответила, что это не так, что Европа уже не раз своим давлением вынуждала режим идти на уступки. Я не стал дальше спорить».

Даже оппозиционер Олег Алкаев, которого никак не заподозришь в симпатии к власти, в интервью «Радио Свобода» заявил: «На мой взгляд, наши правозащитники сделали всё возможное, чтобы в помиловании было отказано. О помиловании просят, и просить должна мать. А она в Европу ездила кого-то просить».

Ситуация в очередной раз подтверждает: ради личных целей – а политика для большинства оппозиционных деятелей стала личным бизнесом – они готовы пойти на всё. И всегда прикроются европейскими, демократическими ценностями.

История с террористами и приговором в очередной раз расставляет все точки над I. Еврочиновники – а это отдельный типаж – уже не брезгуют ничем. На фоне вопиющих экономических проблем в самой Европе они готовы любой ценой взять реванш на белорусском направлении. И даже тему санкций пришили к праву независимой страны защищаться от убийц и террористов. Теперь приговор тем, чья вина доказана, делают главным грехом Беларуси. Причём делают это с маской сочувствия и солидарности.

Евродепутат Марек Мигальский сделал заявление в связи с казнью Владислава Ковалёва: «Вчера Владислав Ковалёв был казнён. Нам следует передать соболезнования его близким и помолиться за его душу. Позавчера должна была быть принята резолюция Европейского Парламента, обвиняющая режим Лукашенко и призывающая к тому, чтобы отнять у него возможность организации Чемпионата мира по хоккею. Тем более, что на день раньше Лукашенко отказал в помиловании Владиславу Ковалёву и Дмитрию Коновалову».

Турбьерн Ягланд, генеральный секретарь Совета Европы: «Мы глубоко опечалены этой новостью. Власти Беларуси становятся всё более изолированными от демократической Европы».

Выходит, по мнению европейских политиков, право на жизнь двух террористов гораздо ценнее права на жизнь 15 добропорядочных белорусов, а также ценнее слёз родных и близких погибших, ценнее здоровья 300 пострадавших. Высказана хоть и абсурдная, но правда: санкции усиливают  потому, что Беларусь покарала убийц.

Леонид Грач, народный депутат Украины: «Правильно Белорусы сделали, что если смерть, тем более сознательно, тем более в массовом характере, то ты должен также понести самое суровое наказание, вплоть до лишения самой жизни. И правильно белорусское правосудие стоит на своём, и народ поддержит: пришёл подлец в метро, сознательно взорвал – о чём ещё можно говорить?».

В самой же Украине депутаты Верховной Рады требуют вернуть смертную казнь за совершение особо опасных преступлений. Причина – трагедия, произошедшая на уходящей неделе в Николаеве – со зверским изнасилованием и попыткой сжечь заживо 18-летнюю девушку. Молодчиков, которым от 22 до 24 лет, после задержания выпустили под подписку о невыезде. Но под давлением общественности снова взяли под стражу. Дело на контроле у президента Януковича, но украинцы не верят, что приговор будет адекватным преступлению, ведь поговаривают, что задержанные – родственники влиятельных чиновников. А потому люди пикетируют Генеральную прокуратуру с требованием возобновить смертную казнь.

Леонид Грач, народный депутат Украины: «Показали все прошедшие 20 лет, что мы по сути всех – и педофилов и убийц откровенных – мы их прощали, даём им пожизненное или по 15 лет».

Напомним, процесс над террористами был публичным. Вина Ковалёва и Коновалова была доказана, что подтвердили израильские эксперты, у которых колоссальный опыт борьбы с терроризмом, специалисты ФСБ России и глава Интерпола Рональд Ноубл, он также приезжал в Беларусь. Однако его мнение, как впрочем, и других специалистов, Евросоюз просто проигнорировал. Настолько сильны двойные, а то и тройные стандарты!

Иначе как объяснить, почему Европа молчит, когда в Ливии уничтожают мирных жителей? Или почему Европа не требует от США покарать преступника, расстрелявшего мирных жителей в Афганистане, и это при том, что среди погибших 3 женщины и 9 детей. Ведь в США тоже есть смертная казнь! А ещё – Японии, Китае… Вероятно, критерии того, что такое хорошо и что такое плохо, даже если речь идёт о жизни и смерти – сильно различаются и зависят от того, с кем дружит, а с кем никак не находит взаимопонимания Евросоюз.

Теперь Европарламент готовит очередные санкции против нашей страны. Их планируют принять 23 марта. До этого момента страны ЕС намерены отправить своих послов обратно в Минск. Притом что МИД Беларуси чётко обозначил условия для возвращения дипломатов.

Заместитель начальника управления информации МИД Беларуси Мария Ваньшина, отвечая на вопросы журналистов, подчеркнула: «О каком возвращении европейских послов сегодня может идти речь, если сам Евросоюз не устаёт грозить нам введением новых санкций 23 марта! Давайте сначала дождёмся этой даты, а уже потом мы будем определяться, в том числе и относительно возвращения послов».

Леонид Грач, народный депутат Украины: «Определённые институции Евросоюза выполняют функции жандармерии. И, конечно же, они не могут так наброситься на великую Россию, потому что для них она не по зубам, а вот когда Беларусь совершает вместе с Россией такие интеграционные шаги, в данном случае я имею виду ТС и ЕЭП, вот тогда-то это вызывает не просто изжогу у Евросоюза, а истерию».

Впрочем, истерия есть и здесь. 17 марта какие-то радетели за права человека разместили портрет Ковалёва на станции метро «Октябрьская». Рядом с портретом жертв. Как написали на одном из интернет-форумов: «Поставить портрет Ковалёва в метро – всё равно, что повесить портрет Гиммлера в Освенциме».

Впрочем, попытка европейских политиков спекулировать на людском горе изначально провальная, ведь вызывает у белорусов обратную реакцию. Так называемые демократические ценности, может быть, и хороши, но вряд ли они вернут родителям 17-летнего сына, который погиб на перроне, или оторванную взрывной волной ногу мужчине, или спокойный сон тем, кто выносил и его, и сотни других, искалеченных, истекающих кровью. Никто не вернёт здоровье тем, кто получил инвалидность. Многие люди до сих пор не могут преодолеть страх и спуститься в метро.

Можно много говорить о милосердии, но тех, у кого возникнет мысль совершить нечто подобное, может остановить только одно – реальная опасность самому расстаться с жизнью. Увы, но пока это так.

Подписывайтесь на нас в Telegram