Передвижная выставка-летопись вызвала восторг у публики, а у сотрудников Национального исторического музея настоящую испарину. Почему?
То, что случилось единожды: ретроспективу французской фотографии из крупнейших собраний Парижа представили в столице.
Сюда, на Карла Маркса, 12 (адрес музея) объекты французской светописи доставили лишь после полудня. Причины задержки организаторы выставки объясняют коротко: «проходили необходимые процедуры». А потому ко времени «ч» (17:00) не все работы Эдгара Дега и компании оказались на стенах.
Сто снимков за сто минут закрепить не удалось. Решили, что часть коллекции останется у ног посетителей. Но только на открытии. Впрочем, такой ход придал парижской экспозиции особый парижский шарм. Кто-то тут же обронил, мол, словно побывал на одном из знаменитых блошиных рынков «города света».
Сергей Вечер, директор Национального исторического музея Беларуси: «Мы сёння прысутнічаем на адктрыцці анталогіі фактычна французскай фатаграфіі за два стагоддзі, з 1839 года».
То есть момента, когда впервые прозвучало: «сейчас вылетит птичка!». Чёрно-белая эпоха: Эйфелева башня ещё не символ Парижа, а ныне «художник за миллион… евро» Тулуз-Лотрек – обитатель трущоб. Дух Франции начала ХХ века притягивал не только Шагала.
Надежда Савченко, заведующая отделом Национального исторического музея Беларуси: «Пётр Иванович Шумов. Он родился в 1872 втором году в Гродно в дворянской семье. Спасаясь от ссылки в Сибирь, эмигрировал в Париж. Входит в историю как фотограф Родена. Снимал ещё Марину Цветаеву, Александра Куприна, Альберта Эйнштейна, Игоря Стравинского».
А это ни что иное как «балерина Дега». Импрессионист снимал натуры сугубо в прикладных целях. Дабы сделать позы танцовщиц более наглядными при написании полотен. Большинство работ передвижной выставки из знаменитого Д’Орсе – парижского вокзала-музея. А также Национальной библиотеки и Центра Помпиду.
Лиз Тальбо Барре, советник по сотрудничеству и культуре Посольства Франции в Беларуси: «Французы до сих пор не утратили страсть к тому, что когда-то придумали. Вспомните Амели Пулен с Монмартра. Всё время фотографировалась. Кстати, у нас многие мастера так и не изменили плёнке в угоду цифровому формату».
«Последний вальс» или «Вальс 14 июля» (День взятия Бастилии), лавка в оккупированном Париже: мясники есть, а мяса нет… Путешествие по истории Франции в белорусском Историческом музее – три недели.
Подписывайтесь на нас в Telegram