«Авось» и ныне там

Стали известны первые результаты расшифровки чёрных ящиков разбившегося под Ярославлем 7 сентября Як-42 с командой «Локомотив» на борту. Хоккеисты летели в Минск на матч с «Динамо». Среди погибших были и трое наших соотечественников. В том числе капитан н
«Авось» и ныне там
Стали известны первые результаты расшифровки чёрных ящиков разбившегося под Ярославлем 7 сентября Як-42 с командой «Локомотив» на борту. Хоккеисты летели в Минск на матч с «Динамо». Среди погибших были и трое наших соотечественников. В том числе капитан национальной сборной  знаменитый Руслан Салей. Эксперты межгосударственного авиационного комитета утверждают, что самолёт был технически исправен. И даже предварительные результаты свидетельствуют: перед взлётом пилоты проверили все системы управления, всё работало, об отказах экипаж не сообщал. Тогда вопрос: если всё было так хорошо, почему самолёт разбился?
 
Тем временем, в понедельник стало известно о смерти единственного выжившего в авиакатастрофе под Ярославлем хоккеиста – нападающего «Локомитива» Александра Галимова.
 
Хоронили его 14 сентября. Рядом с командой. На кладбище пришли только родственники и болельщики команды. Никаких vip-персон. Они прошли целой вереницей перед гробами хоккеистов и телекамерами в прошлую субботу. К слову, сама церемония прощания едва не привела к новым жертвам. Была давка. Полиция обеспечивала лишь проход высокопоставленных гостей и совершенно не контролировала толпу. Чтобы попасть внутрь, простоявшие по четыре-пять часов под проливным дождём люди были вынуждены пролезать под металлические перила у входа. В толчее рвали одежду, ломали цветы и венки. Вот такая иерархия горя.
 
Видно, что премьер Путин ничего не ответил. Да и вряд ли у него было что сказать. Понятно, что трагедия под Ярославлем не последняя. И самое страшное , что неизвестно, где выстрелит в следующий раз: в небе, на воде, в метро или в обычном жилом доме.
 
Кстати, за день до катастрофы в Ярославле в одной из букмекерских контор Москвы предлагали сделать ставки на то, что в ближайшее время где-нибудь в стране упадёт самолёт, космический корабль или другой летательный аппарат. Дополнительный доход могло принести точное указание жертв предполагаемой трагедии. Похоже, эти события в России стали настолько ожидаемыми, что люди уже готовы делать на них циничные ставки!
 
Эксперты говорят, что в России более 30 % жилого фонда изношено. Есть здания, которые пережили и революцию, и две войны. И жить в них давно нельзя, но никого не переселяют. Геройство или безумство проявляют пилоты, перевозя пассажиров на самолётах, которые давно выработали свой ресурс. В рейсы выходят корабли и теплоходы, которые и от берега-то отшвартовывать нельзя. И вот она печальная статистика 2011 года:
 
Январь 2011 года – теракт в аэропорту «Домодедово». Погибли 37 человек.
Январь 2011 года – пожар самолёта Ту-154 в Сургуте. Погибли 3 человека.
Март 2011 года – пассажирский самолёт Ан-148 потерпел катастрофу в 140 километрах от Воронежа. Погибли 6 человек.
Июнь 2011 года – потерпел катастрофу самолёт Ту-134 в Республике Карелия под Петрозаводском. Погибло 45 человек.
Июль 2011 года – на севере Томской области в 63 километрах от Нижневартовска при вынужденной посадке разбился самолёт Ан-24. Погибли 7 человек.
Июль 2011 года – на реке Волга утонул теплоход «Булгария». Погибли 122 человека.
Июль 2011 года – на Москве-реке катер «Ласточка» столкнулся с баржей. Погибли 9 человек.
Сентябрь 2011 года – самолёт Як-42 упал в районе населённого пункта Туношна под Ярославлем. Погибли 44 человека.
 
Олег Смирнов, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора: «Этот год для нас печальный… Количество катастроф увеличилось на 50 %, и мы сейчас являемся лидерами по числу авиационных катастроф».
 
273 жизни. И ни одного виноватого. По-крайней мере, ни одного завершённого громкого дела. Технические службы подписывают липовые акты, дают фальшивые заключения. Как выяснилось, так было с аквапарком «Трансвааль», с пожаром в пермском клубе «Хромая лошадь», на Саяно-Шушенской ГЭС и на российских шахтах.
 
Вот и вину за трагедию под Туношной, похоже, хотят полностью свалить на погибших пилотов. Им-то уже всё равно. Дескать, при наборе высоты, в точке принятия решения они неправильно оценили ситуацию. Те, кто разговаривал с ними при взлёте, утверждают: лётчикам, действительно, пришлось выбирать между карьерой и смертью. Экипажу Як-42 дали команду срочно уходить со взлётной полосы, чтобы освободить аэропорт для приёма высокопоставленных гостей политического форума в Ярославле. Когда борт начал взлетать, опытному экипажу должно было стать понятно, что есть проблемы, а они явно были.
 
Программа «Вести» в своём эфире в четверг дала фрагмент расшифровки переговоров экипажа «Як-42» последние полторы минуты перед крушением. Правда, официального подтверждения, что это запись того самого борта, нет. Хотя некоторые детали указывают на то, что это та самая запись.
 
И по инструкции командир должен был прекратить разгон и резко оттормаживаться. А это высокая вероятность капотирования – опрокидывания борта на нос или спину. Это парализовало бы на несколько часов работу аэропорта, куда стремились самолёты с гостями политического форума. И вот он – гарантированный крест на карьере.
 
О политическом форуме, который явно спровоцировал суматоху в аэропорту «Туношна», российская пресса предпочитала не говорить. Многочисленные телешоу аккуратно обходили эту тему. Если о политиках, то только под трагическую музыку и через сочувственные фразы. Страна вошла в стадию предвыборной гонки и гибель людей никак не прибавит бонусов ни партии власти, ни правящему тандему. Президент Медведев после посещения Туношны (деревню, кстати, к его приезду пол дня убирали и чистили) заявил лишь одно – малые частные авиакомпании сократить. Что делать с тысячами человек, которые при этом потеряют рабочие места, никто не сказал.
 
Надо сказать, что по всем опросам россияне ожидали от властей более жёстких решений. В первую очередь, кадровых. Абстрактным обещаниям с экранов уже никто не верит. Некоторые считают, что у власти просто нет действенных рычагов, чтобы обезопасить людей. Провожая своих близких в дорогу, россияне уже не уверены, что увидятся с ними снова. Многие от этого устали: устали от того, что не знают правды, от того, что видят безнаказанность, от того, что не хотят быть следующими в списке жертв. Эту неделю активисты общественных организаций начали с пикетирования Министерства транспорта и со сбора подписей за отставку главы ведомства Игоря Левитина.
 
Евгения Чирикова, общественный активист:«Мы считаем, что решение президента о том, что в последней катастрофе ЯК-42 виновата частная компания, – это ложь. У зла есть фамилия, имя и отчество. К сожалению, эти случайности превратились в закономерность…»
 
Даже сами пилоты говорят, что пресловутый человеческий фактор – это, в первую очередь, сами чиновники. Федеральные авиационные правила в России не могли принять в течение семи лет. Когда приняли, многие пункты оказались невыполнимы. С кем об этом разговаривать, лётчики не знают. В стране всегда трудно было понять, кто и за что отвечает.
 
Олег Смирнов, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора: «Создали Росавиацию, ни одной функции в этом органе нет – ни организации работы, ни поддержания лётной годности судов… Госорган, который не имеет полномочий ни по пилотам, ни по самолётам… С таким же успехом эту Росавиацию можно было назвать Россапогом или Роскастрюлей».
 
Это могло бы быть смешно, если бы не было так грустно. Потому что этот сапог бьёт по головам простых россиян. И, к сожалению, многие, как, например, игроки ярославского «Локомотива», возможности оправиться от таких ударов не получат уже никогда.

Подписывайтесь на нас в Telegram