Столетний антракт окончен: в столицу вернулась Первая белорусская труппа Буйницкого

Увидеть некогда аншлаговые постановки «дядьки Игната» (в подлинных афишах, открытках, костюмах) можно в Театральном музее. Юбилейная выставка – сборная.
Столетний антракт окончен: в столицу вернулась Первая белорусская труппа Буйницкого

Увидеть некогда аншлаговые постановки «дядьки Игната» (в подлинных афишах, открытках, костюмах) можно в Театральном музее. Юбилейная выставка – сборная.

 

Усам Буйницкого – завидовали, труппе Буйницкого – рукоплескали. Режиссёр и команда из дореволюционной Беларуси опередили советских кинозвёзд. Первыми ушли в тираж, на «открытых писульках». Печатали такие почтовые «Приветы…» и в имперском Петербурге, и в губернском Могилёве. Сегодня – это коллекционная редкость.

 

Валентина Дрозд, заведующая отделом музея истории театральной и музыкальной культуры Беларуси: «Он был звезда того времени. И поклонники ему дарили подарки. Говорят, что дарили подарки драгоценные – это золотые перстни. Но, к сожалению, они до нас не дошли».

 

Зато уцелели афиши. В архивах Варшавы, Вильнюса… Сцены этих городов в начале двадцатого века будоражили белорусские скоки (или танцы), сцены из крестьянской жизни (тот же спектакль «Хам» по Ожешко), хоровые напевы (и здесь – народная «Подушечка»).

 

Среда, семнадцатое августа, только тысяча девятьсот одиннадцатого года. Первая белорусская труппа Игната Буйницкого выступает в Сморгони. Об этом свидетельствует афиша. Сейчас она хранится в фондах Гродненского исторического музея. На выставке есть копия. Услышали – дуду, увидели – комедию «Пашыліся ў дурні» в трёх действиях.

 

Костюмы для постановок режиссёр заимствовал по деревням. Правда, та модная коллекция куда-то исчезла. Для выставки собрали новую из собственных запасов. У себя же нашли и семейную хронику. Буйницкий женат был дважды. И было у него три дочери. Купили снимки у поклонника двадцать лет назад.

 

Зинаида Кучер, директор музея истории театральной и музыкальной культуры Беларуси: «Ёсць постаці, пра якія можна доўга гаварыць, але паказаць рэчыўны рад у музейнай экспазіцыі надзвычай складана. І адной з такіх постацей з’яўляецца Ігнат Буйніцкі. У творцасці гэтага чалавека яшчэ ёсць белыя плямы, плямы, якія патрабуюць даследвання».

 

Это слова знаменитого историка Владимира Нефёда. Он первым в наши дни вспомнил о Буйницком и его труппе. Рукописный архив учёного сегодня в экспозиции. Рядом со скульптурой человека, названного «отцом белорусского театра» ещё при жизни

 

Подписывайтесь на нас в Telegram