Экономика развивается по спирали

За прошедшую неделю экономика заметно стабилизировалась. Переписанные в сторону снижения ценники в магазинах не менялись.
Экономика развивается по спирали
За прошедшую неделю экономика заметно стабилизировалась. Переписанные в сторону снижения ценники в магазинах не менялись.
 
Напомним, в Беларуси утверждён дополнительный перечень социально значимых товаров, на которые может вводиться временное регулирование цен. Это 13 позиций потребительских товаров, определяющих жизненный уровень населения. Рыба, сыры, крупы, фрукты, овощи, мясные субпродукты, а также синтетические моющие средства. Цены на них могут регулироваться Министерством экономики в течение 90 дней.
 
Ещё одна ступень в обеспечении сбалансированного развития экономики – план действий правительства. С ним может ознакомиться каждый желающий на официальном сайте Совета Министров. План предусматривает 35 шагов, направленных на развитие экономики и социальную защиту. Например, один из пунктов документа предусматривает перерасчёты трудовых пенсий не только в июне, но в августе и ноябре. В июне, кстати, согласно Указу Президента они вырастут на 13 %. С 1 июня увеличен и размер доплаты к минимальным пенсиям. Повышение пенсий коснется почти 2,5 миллионов жителей Беларуси. Фонд соцзащиты населения располагает необходимыми средствами.
 
С приятных новостей началось лето и для работников коммерческих структур. С первого числа такие организации и индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно регламентировать условия оплаты труда работников. Указ Президента предоставляет возможность нанимателям оплачивать труд наёмных работников, как на основе единой тарифной сетки, так и без неё. С целью социальной защиты работников, переходящих на новые условия, в Указе предусмотрены две нормы: гарантия оплаты труда в размере месячной минимальной заработной платы, и недопущение снижения размеров заработной платы.
 
Что ж, первые шаги, предпринятые белорусским руководством, похоже, оказались верными. В магазинах есть товары и нет паники, пенсии растут, зарплата будет компенсирована. Страна постепенно выходит из сложной ситуации. По всем экономическим законам за падением следуют взлёты. Таких примеров очень много – мир хрупкий, от проблем в экономике не застрахованы даже самые мощные державы.
 
Сегодня это кажется невероятным, но именно этот цветок стал причиной одного из крупнейших финансовых кризисов в Голландии. История 400-летней давности. Тюльпаны вошли в моду, спрос на них рос, цены тоже. Голландцы начали зарабатывать огромные деньги на всём, что было связно с этими цветами – на луковицах, на земле, на удобрениях и даже на цветочных горшках. Открылись биржи, где покупали и продавали как тюльпаны, так и ничем не подкреплённые расписки будущего урожая. Чтобы обогатиться, люди закладывали дома, скот, брали кредиты. В итоге, видя, что страна перестала развиваться, правительство Голландии запретило торговлю тюльпанами. Миллионы людей, вложившие в этот бизнес всё, просто разорились.
 
Тюльпановый кризис многие сегодня называют отцом всех нынешних кризисов. Он был связан с нереальными и ничем не обеспеченными деньгами. Мыльный пузырь, который рано или поздно должен лопнуть. И чем позже это происходит, тем тяжелее последствия. Один из самых затяжных кризисов в прошлом веке пережили Соединенные штаты. Великая американская депрессия. 1929 год. Кризис потряс не только США, он затронул фактически четверть мировой экономики.
 
В календаре нью-йоркской фондовой биржи 29 октября 1929 года отмечено самой мрачной краской. «Чёрный» вторник – о крахе на Wall Street с содроганием вспоминают и сейчас. За один день акции упали на 10 млрд. долларов. Более 25 млн. американцев потеряли все свои сбережения. Уровень промышленного производства был отброшен на 30 лет назад, закрылось более 5 тысяч банков.
 
Нолан МакКарти, экономист, профессор Woodrow Wilson School (США): «Раздувание «мыльных пузырей» в экономике отражается на политике. Одна из особенностей экономического схлопывания – радикальные изменения в один момент. От ситуации, когда все думают «это будет продолжаться всегда», до ситуации, когда всё драматическим образом меняется. Или, как пример – «слишком много денег» и тут же – «дефицит денег». По нашим исследованиям, люди считают, что ответственность за то, чтобы не было столь драматических изменений, лежит на правительстве».
 
Спасителем Америки в 30-е годы называют Франклина Рузвельта. Он провозгласил «Новый курс». Основным принципом его программы стало введение жёсткого контроля государства. Как показывает история, именно к таким антикризисным мерам прибегают многие страны, чтобы восстановить экономику.
 
Если не считать послевоенную депрессию, благодаря которой началось формирование новой Европы, то следующим крупным мировым потрясением стал «Нефтяной» кризис 1973 года. Цены на нефть выросли в 4 раза. Это был первый мировой энергетический кризис, который обнажил зависимость стран, у которых нет энергосырья от тех, у кого оно есть. 1987 год – многие предпочитают называть его началом экономического спада. Хотя для союзных тогда ещё республик, это всё же было началом кризиса. Крах соцлагеря, распад СССР, потеря рынков сбыта, промышленного производства, пустые прилавки. Экономики многих постсоветских стран ещё не успели встать на ноги, как грянул новый – азиатский кризис.
 
То, что тогда случилось, до сих пор называют самыми критическими событиями в истории российской экономики: девальвация национальной валюты, резкий рост цен и столь же стремительное падение уровня жизни. Крах крупных банков заставил население надолго потерять доверие к банковской системе, да и к финансовому рынку вообще. Иностранные инвесторы, задающие тон российской экономике, стали выводить свои средства. Рынок акций был близок к коллапсу. В качестве «политического слесаря», чтобы спасти «всероссийскую квартиру» от полного затопления после дефолта, на должность премьер-министра был назначен экономист Евгений Примаков. Уже сейчас эксперты говорят – он вытянул страну из бездны.
 
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации (Россия): «Примаков заморозил тарифы монополий, отменил бандитские схемы типа «ускоренного банкротства», а на самом деле – это были захваты предприятий с оружием в руках. Он эти схемы отменил и экономика задышала».
 
Не прошло и 10 лет, как грянул очередной кризис – мировой финансовый. Началось всё с кризиса на рынке американских ипотечных кредитов. После разорения нескольких крупнейших корпораций в США, произошло падение фондовых рынков по всему миру. Казалось бы, самый пик позади, но заявлять о том, что кризис завершился, экономисты всё же не спешат.
 
Нынешний мировой кризис называют системным, избежать его не может ни одна экономика. Любопытно, что рецепт выздоровления знают все, вот только лекарство зачастую оказывается слишком горьким.
 
Джастин Стюарт, эксперт по рыночным рискам, член Лондонской фондовой биржи: «Проблема была очевидной. У нас в Великобритании многие знали, что мы тратим слишком много и много занимаем. Но никто не сказал – остановитесь! Мы живём не по средствам! Эти ситуации цикличны».
 
Александр Гапоненко, директор Института европейских исследований (Латвия): «Опыт Латвии по выходу из кризиса говорит, что не надо поддаваться советам каких-то зарубежных экспертов. У вас достаточно грамотных экономистов, которые способны самостоятельно разработать программу по выводу Беларуси из кризиса, и достаточно грамотных управляющих, которые способны реализовать эту программу. Поддаваться на рекомендации, что надо отпустить все рычаги, запустить свободный рынок, в надежде, что свободный рынок сам всё выправит – это ошибка! Иллюзия! Слушать подобное – ошибочно и вредно! Такие советы Латвия слушала три года и не реализовывала свою программу. В результате, безработица у нас – 17 %».
 
Одни советуют, другие предостерегают. Например, наши восточные соседи. Российские эксперты в один голос твердят: «Упаси Бог вас, белорусы, от такой приватизации, как была у нас, иначе как грабительской её не назовешь». Можно ли назвать нынешнюю экономическую ситуацию в Беларуси кризисом или это просто панические настроения? Однозначного ответа нет. Но паники, уверены специалисты, могло бы и не быть.
 
Так или иначе, но у правительства и Нацбанка всего месяц на то, чтобы хотя бы начать преодолевать негативные тенденции в экономике. Такой срок определил Президент. Что же касается кризисов, как экономических явлений в целом, то здесь экономисты настроены философски: они были и будут. Как это ни парадоксально, но мировая экономика, это как американские горки – какой бы ни был подъём, за ним следует спад. И наоборот.

Подробности – в видеосюжете

Подписывайтесь на нас в Telegram