Документальный фильм «Перекрёсток» о бездомном художнике из Гомеля получил два приза на кинофестивале в Варшаве

Победа, которая поможет изменить жизнь: сразу два приза одного из самых престижных кинофорумов – Международного Варшавского кинофестиваля – завоевал белорусский документальный фильм о бездомном художнике из Гомеля Валерии Ляшкевиче.

Кино, которое поможет изменить жизнь. Сразу два приза Варшавского международного кинофестиваля завоевал белорусский документальный фильм о бездомном художнике из Гомеля Валерии Ляшкевиче. Отчего плакали именитые члены жюри и под силу ли кинематографии изменить реальную судьбу?

Обыкновенный уголь, шариковая ручка или акрил... Для своих картин Валерий Ляшкевич выбирает самые дешёвые краски. И мало кто мог предположить, что за яркими цветами такая судьба. Уличному автору в свои 65 лет приходится не только рисовать под открытым небом – ночевать на улице.

Валерий Ляшкевич, художник: «Мама умирала – деньги передала… Их хватило на три курса. Жизнь моя так сложилась, что ни родных, ни дома у меня нет, живу я на улице уже 20 лет».

Но режиссёра привлек отнюдь не этот факт биографии. Жизненные принципы гения без дома, но с глубоким внутренним миром, открыть который не мог никто.

Анастасия Мирошниченко, режиссёр фильма «Перекрёсток»: «Мы не хотели спекулировать темой, пробивать на какую-то чёрную тему, а уж тем более на жалость. Когда люди увидели то, что это человек светлой натуры… Ведь в таких условиях он мог бы стать злым, а он не стал».

Белорусский документальный фильм не только впервые за тридцать лет прошёл отбор на фестиваль уровня Каннского и Венецианского. Он заставил плакать членов жюри и даже финского гения режиссуры Арто Халонена. Трогательный рассказ затмил высокобюджетные картины из 15 стран. И был удостоен сразу двух наград «Специальное упоминание жюри» и «Приз зрительских симпатий».

За сильный эффект малыми средствами. И за те нелёгкие психологические испытания, которые пережила съёмочная группа за год работы, а значит год жизни на вокзале.

Анастасия Мирошниченко, режиссёр: «Самым тяжёлым было – оставлять его спать на улице. Кто-то говорит, что это потому ,что он не хочет, отказывается, а он гордый. Он считает самым большим оскорблением, когда ему дают деньги».

Единственное, за что Валерий готов получать деньги – это за собственные работы. Символизм автора высоко оценили в Национальном художественном музее, который открыл выставку работ Ляшкевича и приобрёл 4 произведения. Но больше Ляшкевич любит не столько продавать картины. Он единственный, кто разговаривает о них со зрителем.

В лице режиссёра Анны Мирошниченко, которая, к слову, работает и над проектом ОНТ «Обратный отсчёт», художник обрёл дочь. Вместе с громкой победой в Варшаве, а также Екатеринбурге – популярность. Но о единственном, что сейчас жизненно необходимо – напоминает холод. Это крыша над головой. Поэтому для сбора денег съёмочная группа открыла благотворительный счёт, куда поступило уже 7 тысяч долларов. Для покупки дома, конечно, пока недостаточно. Но это не мешает художнику вдохновляться, не экономить краски, веря в силу искусства – кино и кисти.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram