Саблю предположительно младшего брата Наполеона Бонапарта обнаружили школьники в Вилейском районе

Раритетная находка наполеоновских времён стала настоящей сенсацией для жителей Вилейского района. Что скрывает под собой двухсотлетняя ржавчина холодного оружия, сколько стоит военный клад и что ещё прячет белорусская земля?
Раритетная находка наполеоновских времён стала настоящей сенсацией для жителей Вилейского района. Что скрывает под собой двухсотлетняя ржавчина холодного оружия, сколько стоит военный клад и что ещё прячет белорусская земля?

«Холодная» находка из военного прошлого вот уже неделю держит жителей Вилейки и агрогордка Шиловичи в состоянии боевой готовности. За несколько дней населённый пункт с шестьюстами жителями превратился в белорусские Помпеи, где клад ищут все – от мала до велика.

А поводом стало археологическое открытие школьников. О «кладе», якобы зарытом здесь, читали разве что в учебниках по истории, поэтому не сразу поверили в своё счастье.

Этот знак – «послание» 1812 года, а выкопанный трофей и ножны не что иное, как кавалерийская сабля армии Наполеона. Императорские войска проходили через вилейскую землю дважды. И вполне вероятно, оставили саблю во время отступления.

О том, что оружие не только не игрушка – реликвия юные археологи узнали от сотрудников краеведческого музея. Чеканка в лавровом венке поведала тайну двух столетий. Владелец не рядовой солдат. Этот эфес возможно держал не кто иной, как сам король Вестфалии Бонапарт, он же младший брат великого императора Наполеона Жером!

В 26-титысячной коллекции музея сабли времён гражданской войны, мечи, но такое редкое оружие – образец кузнечного искусства.

Неизвестно, сколько жертв помнит клинок этой сабли. Но то, что это лезвие даже спустя двести лет способно, если не убить, то нанести серьёзные порезы – свидетельство безупречной технологии отливки. Поэтому дискуссии о её стоимости разгораются так же стремительно, как боевые действия, в которых участвовал владелец оружия.

За подобные экспонаты коллекционеры готовы платить круглые суммы. Но ржавчина ставит под сомнение ценность трофея для частных коллекций. А вот для музея – это историческая ценность.

Пока саблю готовят к экспертизе, парк, где находилось поместье богатейшего рода Скирмунтов, ждёт раскопок. Там могли сохраниться ещё более ценные экспонаты или французские захоронения. А главное богатство Вилейки золотая карета Бонапарта находится в недрах Вилейского водохранилища. И пока является мифом, который с нетерпением ждёт документального подтверждения.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram