Чувствовать кожей

Одной из основных тем на уходящей неделе было развитие животноводства. Задачи по созданию селекционно-племенных молочных ферм в каждой области и модернизации кожевенных производств Президент поставил непосредственно на месте, в дни рабочих поездок по Минс

Одной из основных тем на уходящей неделе было развитие животноводства. Задачи по созданию селекционно-племенных молочных ферм в каждой области и модернизации кожевенных производств Президент поставил непосредственно на месте, в дни рабочих поездок по Минской области.

Ежегодно на прилавки наших магазинов поступает более 30 миллионов пар обуви. Каждая третья из них сделана в Беларуси. Наша страна ещё с советских времён славится как производитель дешёвой, но довольно качественной обуви. Однако белорусского здесь не больше 30%, остальное – импорт. И дело не только в фурнитуре, приходилось закупать и кожу. Во всяком случае, так было ещё два года назад, когда на проблемы развития кожевенной отрасли пристальное внимание обратил Президент. Тогда Александр Лукашенко поручил правительству разработать программу по модернизации предприятий и сокращению импорта. Начали с главного – технического обновления перерабатывающих заводов.

Минское кожевенное объединение – самое крупное предприятие в стране, почти половина сырья перерабатывается на этом заводе в Гатово под Минском. Его и строили для нужд советского легпрома и мощность заложили такую, чтобы в год здесь производили более 500 миллионов дециметров готовой кожи. Сырьё – а это в основном шкуры крупного рогатого скота – везли из соседних республик. После распада СССР гатовский кожзавод едва держался на плаву. Не утонуть крупному переработчику помогла госпрограмма развития животноводства. В стране увеличилось поголовье крупного рогатого скота, и вопрос с сырьём перестал быть таким острым. Зато возник другой – почему шкуры и полуфабрикаты вывозятся за рубеж, в то время когда отечественные фабрики закупают дорогостоящий импорт?

Вячеслав Мирусин, первый заместитель председатель концерна «Беллегпром»: «Экспортная цена наших шкур высока на бирже, сопоставима с импортными. Мы не можем априори позволить себе такую цену, тогда наша кожа становится неконкурентоспособной».

Сегодня в стране переработкой кожсырья занимаются четыре предприятия – в Гатово под Минском, в Бобруйске, Гродно и ещё одно в Могилёвской области. После модернизации останутся только два.

Модернизация в Гатово проходит без остановки производства. В этом году в завод вложили 31 миллиард рублей. Закупили 9 новых комплектов оборудования, которые должны повысить качество выделки. Дефекты шкуры (царапины и пятна), обнаруженные при первоначальной обработке, теперь удастся скрыть за необычной фактурой и тиснением. Оборудование закупают самое современное. Химические реагенты импортные. Так что директора предприятий перестают искать импортный товар.

Александр Набздоров, генеральный директор предприятия «Галантэя»: «Исходное сырьё заметно улучшилось – так не скажу, а вот качество выделки заметно выросло. Сегодня можно работать и со вторым, и с третьим сортом. Если заготовка, то определённого размера, и поэтому, если сорт 2-3-4 для сумки, – выход меньше, тогда используем для портмоне, хотелось бы иметь две сумки. Нужно менять подходы в животноводстве. Для поставки исходного сырья. Если кооперация делает заготовки от населения, существует проблема – порезы, они сразу не видны, но потом видны заломы, поломы…»

Например, кожу из Гатово охотно покупает предприятие «Галантэя», единственное в стране, где производят весь ассортимент галантерейной продукции – от ремней и портмоне до деловых портфелей и багажных чемоданов. С конвейера сходит около 80 тысяч сумок в месяц. И покупатель оценивает изменившееся качество рублём.

Предприятие постоянное улучшает не только сырьё, но и модельный ряд. Ведь основной потребитель продукции – женщина, которая вряд ли станет покупать патриотично галантэевскую сумку по цене итальянской только из любви к отечественному производителю. Нужно учитывать модные тенденции. Определённая избалованность покупателя стала для дизайнеров стимулом не бояться новинок. Этой осенью подиум диктует золотисто-коричневый, чернильно-синий, бордо, словно припорошённый пеплом и классический чёрный.

Директор предприятия «Галантэя» Александр Набздоров уверяет, что 70% кожи, которую используют на производстве, отечественная – из Гатово и Бобруйска. Она хороша для создания основы и каркаса. Остальное – всё же импорт.

Александр Набздоров, генеральный директор предприятия «Галантэя»: «Мы покупаем импортную кожу с двойной целью. Показать нашим производителям, что в мире моды, что передовое. И постараться это предложить у нас. До 40% наших образцов наши кожзаводы производят хорошего качества».

В этом году предприятие «Галантэя» (ему уже за 80 лет) полностью завершит модернизацию. Обновили оборудование в швейном и раскройном цехе. За несколько секунд на куске кожи машина намечает детали будущей сумки, расставляя их таким образом, чтобы задействовать каждый миллиметр и обойти дефекты. Автоматизированная раскройка экономит не только время, но и материал, который дорожает с каждым годом.

Александр Набздоров, генеральный директор предприятия «Галантэя»: «Мы готовы купить дороже, но больше видов. Не 20, а 50».

Основными странами-производителями кожи являются Италия, Испания, Франция, Канада, Пакистан, Польша, Китай, Корея и, конечно, Турция. Эта страна занимает ведущее место на сырьевых рынках СНГ. Выпуск кожи и кожаных изделий в этом государстве составляет более 3% всего промышленного производства.

Кожаная индустрия – это 1,5% всех рабочих мест, а экспорт кожи и изделий из неё составляет около 2%. Он принёс в 2013 году более миллиарда долларов прибыли в казну. Мировыми лидерами в выделке и обработке кожи общепризнанно считаются итальянские фирмы. «Итальянская кожа» – синоним слова «качество». Она не грубеет, не истирается, обладает хорошей вентиляцией и высокой прочностью. На местных фермах, выращивая животных, заботятся не только об их привесе и надоях, но и качестве шкуры. За качественной кожей в Италию едут со всего мира. Белорусы не исключение. Правда, удовольствие это дорогое, а потому берут мелкие партии, для создания небольшой коллекции. И каждый раз очень рискуют, если сырьё не придёт вовремя.

Александр Набздоров, генеральный директор предприятия «Галантэя»: «Мы очень много работаем с Китаем, в области синтетики за шесть месяцев делаю заказ. Есть риск ошибиться, окажется невостребованный товар. Месяц делают, это колоссальные деньги. Что сегодня с Гатово? Максимум 25 дней – и товар я уже получу, но это никак не шесть месяцев. Мы к этому стремимся. Привозим импортные образцы, чтобы наше улучшить».

За повышение белорусского качества ратуют все отечественные предприятия. 10-15% каждой партии кожи, которые поступают на это обувное предприятие Витебска, в отделе контроля обязательно прощупают вручную.

Игорь Белый, начальник отдела технического контроля предприятия «Красный Октябрь»: «Раньше мы могли возвращать партиями, сейчас такого нету, рекламаций, претензий практически нету на белорусских поставщиков. Низкий ассортимент, для каждой модели могут закладываться по одному виду кожи, так как ассортимент очень широкий, мы не можем использовать один или два артикула, на весь выпускаемый нами ассортимент, поэтому нужно разнообразие».

В Беллегпроме заверяют – разнообразить ассортимент и повысить качество отечественной кожи – дело времени. Ну и, конечно, бережного отношения к животным на наших фермах. А здесь нужна заинтересованность Минсельхозпрода. Чтобы модернизация отрасли не повторила путь с деревообработкой, Александр Лукашенко отвёл правительству жёсткие сроки – к 2017 году два кожевенных предприятия страны должны выйти на полную мощность. Тогда, уповают и обувщики, и производители галантереи, слова «Купляйце беларускае», произведённое из своего же материала, зазвучат не как призыв. А станут синонимом слов «качественно», «удобно», «долговечно».


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram