Первый фестиваль керамики открылся в Крево: гончарное дело – искусство или бизнес?

У руин местного замка собрались лучшие мастера со всей Беларуси. А туристы из разных уголков Европы наблюдают не только за рождением традиционных для наших краёв «гарлачоў». Их обжигают здесь же, в полевой глинобитной печи.
У руин местного замка собрались лучшие мастера со всей Беларуси. А туристы из разных уголков Европы наблюдают не только за рождением традиционных для наших краёв «гарлачоў». Их обжигают здесь же, в полевой глинобитной печи.

Уж этот звон услышали… И приехали. Из торговых рядов – «беларуская мова», «русская речь», «język polski», литовский – малопонятный. Хотя самые что ни на есть соседи. От Крево до исторического Вильно около семидесяти километров. Минск – в 102.

Алеся Цап, художник-керамист, организатор фестиваля «Кераміка Крэва»: «Здесь раньше почти в каждом доме были гончары. Но сейчас это всё вырождается. Как в принципе по всей Беларуси. Люди, которые привыкли работать в своей мастерской, им очень сложно иногда выехать куда-то. Тем не менее все понимали, что это очень важно».

Ремесленников набралось 25. Здесь и Поднепровье, и брестское Полесье, и центральная Минщина. Столичный регион один из немногих, где керамику по-прежнему выпускают в промышленных масштабах. Вспомнили, клеймо Радошковичей на дне цветочных горшков?

Для Демьяна с хутора под Глусском керамика не искусство, а промысел. Либо, как принято сегодня, малый бизнес. Тарелка, сделанная своими руками, буквально за пару минут уйдёт от ста тысяч рублей. А если изваять, к примеру, полсотни «кваснікоў» (ёмкость для кислого напитка)?.. Однако истина в ином: это исконное, белорусское.

Демьян Каптур, гончар: «Совсем просто – тоже скучно. Мне хоть чуть-чуть, немножечко чтобы был какой-то орнамент».

Славу тому же Крево вначале принесла дымчатая посуда. Затем глазированная. В 1924 году в местечке даже организовали специальные курсы гончаров. После Второй мировой открыли керамический цех. Но не лёгкие в экономическом плане 90-ые остановили движение круга.

20-ые годы XIV века – именно тогда в центре летописной Нальшанской земли возвели замок. И этой же эпохой археологи датируют самые ранние находки керамики Крева. Правда, увидеть черепки сегодня можно в музеях Минска и Сморгони.

Начиная с нулевых аутентика – модное общеевропейское явление. И уже с бабушкиных чердаков на кухни городов везут «гарлачы». Ведь никакая другая ёмкость не сохранит родной аромат молока.

В районе не исключают: этно-фест может возродить производство. Покупатель найдётся! Даже к руинам крепости сейчас едут тысячи гостей. Ведь заключённая здесь в августе 1385 года Кревская уния стала прообразом Евросоюза.

Подписывайтесь на нас в Telegram