Языческий обряд «перепахивания речки» провели в деревне под Климовичами

В деревне Старый Дедин Могилёвской области от жары и засухи спасаются с помощью древнего обряда – «перепахивания речки». Участницам обряда предстоит теперь убедить экспертов из Министерства культуры, что «пахание речки» в Старом Дедине заслуживает статуса

В деревне Старый Дедин Могилёвской области от жары и засухи спасаются с помощью древнего обряда – «перепахивания речки». Телеканал ОНТ уже рассказывал о «заклинателях дождя» из Климовичского района. А сегодня наша съёмочная группа присутствовала при историческом вызове дождя. Участницам обряда предстоит теперь убедить экспертов из Министерства культуры, что «пахание речки» в Старом Дедине заслуживает статуса нематериальной историко-культурной ценности.

Если горожане могут себе позволить переносить аномальную жару с помощью кондиционеров, то сельскому жителю приходится переживать ещё и за урожай. И тут уже без обращения к небесной канцелярии никак не обойтись. В деревне Старый Дедин Климовичского района языческий обряд «заклинателей дождя», по всей видимости, не прерывался ни с принятием христианства, ни с эпохой тотального атеизма.

73-летняя Галина Васильевна Брыкова на языке этнографов считается носителем аутентичного обряда.

Галина Брыкава, житель д. Старый Дедин Климовичского района: «Гэта было
i раней, вялося дзядамi i прадзедамi, нашымi мамулямi i бабулямi. I мы дзецьмi былi i бачылi, як жанчыны ў полi працавалi. Як яны шлi дадому i згаварывалiся, што трэба рэчку папахаць, бо дажджа даўно няма, засыхае ўсё. I вось яны у абедзены перапынак iшлi на рэчку i пахали. Ну, а мы, дзецi, цiкавымi были i за iмi бегалi. Канешне, не на тую минуту, але на заўтра iшлi дажджы».

Сегодня для «заклинателей дождя» из Старого Дедина было непривычно много зрителей с блокнотами, диктофонами и видеокамерами. Дело в том, что записанные до последнего слова и заклинания теперь станут аргументами для придания уникальному для Беларуси обряду статуса нематериальной историко-культурной ценности. Правда, видеосъёмка по требованию самих участниц получилась с «цензурой».

Татьяна Скотская, житель д. Старый Дедин Климовичского района: «Они пахали голые. Договаривались тихонечко, чтоб никто не знал. Но всё равно то дети, то ещё кто-то бегали следом. Это истинный обряд этой деревни».

Елена Тишкевич, ведущий методист Могилёвского областного методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы: «Ведь когда придаётся статус, работают у нас и туристические маршруты. Они могут посетить их в музее, и с выездом сюда, посмотреть, как это на природе делается. В то же время проведение обрядов и праздников нетрадиционных форм – это ещё и передача знаний молодому поколению».

По мнению этнографов, обнажение участниц обряда и свидетельствует о языческих корнях. Когда было важно непосредственное соприкосновение тела человека с духами воды. Лишние одежды и чужие глаза, – сетовали заклинательницы дождя, – сводят к минимуму магический эффект. Но справедливости ради, тучи стали стягиваться к Старому Дедину.

Подписывайтесь на нас в Telegram